Татьяна Буянкина
Ценностное ориентирование как плодотворный путь воспитания личности
▼ Скачать + Заказать документы
Философское понятие ценности относительно недавно вошло в научный оборот,
однако прочно закрепилось в современном гуманитарном дискурсе. В пространном
поле философских наук выделилась и особая предметная область — аксиология, изучающая духовно-нравственные ценности.
Аксиологический дискурс чрезвычайно важен в процессе осмысления целей и смыслов человеческой жизни, ведь, по слову Н. О. Лосского, «ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого
события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы
Публикация «Ценностное ориентирование как плодотворный путь воспитания личности» размещена в разделах
то ни было деятелем, имеет ценностную сторону и предпринимается не иначе как
на основе каких либо ценностных моментов и ради них» [3]. Ценности определяют
конкретную направленность человеческой деятельности, мотивируют поступки всякого человека.
О ценностях должно говорить и в контексте воспитания. Да, мы вроде бы часто говорим нашим детям о том, что они должны ценить. Да мы, конечно, говорим всё время
о ценностях, в том числе и духовно-нравственных, но говорим не всегда разборчиво, не всегда за нашими словами стоит глубоко и всесторонне продуманная идея, не всегда
мы бываем последовательны.
Ведь проблема заключается, собственно, не в том, что тот или иной человек не признаёт ценностей, а в том, что он неверно оценивает феномены своей жизни — ценности не в той степени для него ценны, в которой должны бы. Увы, и мы, педагоги, и, возможно, образовательный процесс в целом, отнюдь не направлены на формирование
у наших детей верной аксиологической ориентации.
Что же такое ценность, и чем отличается «ценность» от «истины» или от «блага»?
Н. Гартману и Д. фон Гильдебранду — известным немецким исследователям в области философской этики — свойственно делать акцент на эмоциональном переживании
ценности.
Дитрих фон Гильдебранд предлагает следующий эксперимент. Сделаем несколько
высказываний:
1. «Дважды два — четыре»
2. «Он проявил великодушие»
Первое утверждение является истинным, но не оказывает на нас нравственного впечатления. Именно ценностно значимое производит на нас впечатление, побуждает к той
или иной реакции, действию. Эту реакцию фон Гильдебранд называет «эмоциональным
ответом» : «Ту особенность, благодаря которой тот или иной предмет может вызвать
наш эмоциональный ответ или мотивировать нашу волю, мы назовем „значимостью“»
[1]. Значимое и есть ценное, ценность, мотивирующая наши действия и определяющая содержание мировоззрения. Обратим внимание на один важный аспект восприятия и отношения к ценности : ценность — это нечто такое, за что человеку необходимо «заплатить» : своим трудом, временем, буквально «тем, что есть у человека». Этот
аспект в восприятии ценности даёт ясное понимание о неоднородности, так сказать
«разной стоимости» ценностей, неизбежно ставит вопрос о больших и меньших ценностях, и в конце концов — о ценности наибольшей.
Приведё м рассуждение по этому поводу одного современного автора: «…
Предпочли бы вы иметь этот предмет вместо денег, которые нужны, чтобы за него заплатить? Ответ на него устанавливает приоритеты. Некоторые мыслители считают, что правильный подход в принятии этических решений начинается с определения наивысшего
блага в жизни. Если это так, то нам придется искать одну вещь, ради которой мы были бы
готовы пожертвовать всем остальным. В поисках этой вещи мы сможем понять, что станет определять наши менее значимые решения. Все остальное будет обладать определенной ценностью только в отношении нашего продвижения к наивысшему благу» [2].
Мы учим детей истинным знаниям: «дважды два — четыре», «параллельные прямые
не пересекаются», «ча и ща пиши с буквой а». Однако сами по себе эти истинные знания
не воспитывают личности. Аксиомы, теоремы и правила могут впечатлить интеллект,
учат мыслить логично, но не оказывают нравственного впечатления на ребёнка. Именно
ценностные впечатления формируют мировоззрение, закладывают основу, не побоимся
сказать, всей жизни человека.
Отметим, что знание о ценности не интеллектуально, не рефлексивно, но эмоционально, интуитивно. И поэтому самое сильное нравстенное впечатление оказывают