Светлана Кузнецова
Цели и задачи организации праздников в ДОУ. Особенности формирования музыкального репертуара с учетом воспитательных задач
▼ Скачать + Заказать документы
Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает -
праздник.
Праздник - это вид совместной деятельности детей и взрослых, обладающий большим образовательно-развивающим потенциалом и решающий сразу целый комплекс образовательных задач. Является одной из форм организаций музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, направленной на их художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Цели и задачи организации праздников в ДОУ, Особенности формирования музыкального репертуара с учетом воспитательных задач» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Праздники входят в перечень форм работы с детьми, который размещается в организационном разделе основной образовательной программы дошкольного образования образовательной организации. Поэтому сегодня необходимо уделить особое внимание культуре проведения праздников.
Участие в праздниках является естественным способом приобщение детей к культуре, традициям, национальным и духовным ценностям. Органично вплетаясь в повседневный уклад жизни, праздник становится событием, своеобразным итогом, к которому заранее готовятся и дети, и взрослые, и отзвук которого еще долго продолжает жить в памяти всех участников.
Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество. Важно, чтобы ребёнок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребёнка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.
Праздники, которые отмечаются в дошкольных учреждениях, имеют свои цели и задачи.
Цель:
Обогащение музыкального опыта детей
Пробуждение творческой активности
Доставление детям радости и эстетических переживаний
Задачи :
• Создать у ребенка радостное настроение,
• Вызвать положительный эмоциональный настрой,
• Сформировать представления о праздничной культуре,
• Познакомить с традициями праздников, их организацией,
• Приобщить к общечеловеческой культуре,
• Привить интерес и любовь к музыке,
• Развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
Становление эстетического отношения к окружающему миру;
Формирование элементарных представлений о видах искусства;
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
Стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений;
Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, волшебных звуков и красок, оставить яркий след в душе ребенка – задача педагогов и родителей!
В основу классификации праздников, которые отмечаются в детском саду, заложена общепринятая праздничная культура, которая выработалась в нашей стране, и выделила следующие виды праздников :
Народные и фольклорные (праздники народного календаря) :
• Масленица,
• Святки
• Коляда
• Сороки
• Красная горка
• Праздник Ивана Купалы
• Весенне-летние игрища и забавы
• Осенины;
Государственно-гражданские:
• Новый год
• День защитников Отечества
• День Победы
• День города
• День знаний;
Православные
• Рождество -Христово
• Пасха
• Троица
Международные:
• День матери
• День защиты детей
• Международный женский день
Бытовые и семейные
• Выпуск детей в школу
• День рождения
Придуманные взрослыми с целью доставить детям радость:
• Праздник мыльных пузырей
Праздник воздушных шаров
• Бумажных корабликов
Подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребё нка: он получает знания, знакомится с традициями и обычаями, учится их сохранять; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья. Для того, чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызвать у ребёнка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива дошкольного учреждения так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно. В первую очередь следует продумать программу праздника. В её составлении принимают участие все члены коллектива: музыкальный работник, старший воспитатель, заведующая и др.
Поэтому организация любого праздника включает в себя следующую предварительную работу:
тщательный отбор сценария и актеров;
выбор музыкально-литературного материала соответственно теме праздника, возрастным особенностям детей;
разучивание музыкально-литературного материала с детьми и педагогами;
проведение репетиций;
изготовление костюмов и декораций;
подбор фонограмм; спец. эффектов (свет; звук т. д.);
Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому, он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности и имеет определённую структуру.
Структура праздника :
Пение хоровое, сольное, дуэт
Танцы бальные, народные, современные
Художественное слово -постановка пьес, инсценировка
Шутки, игры
Время проведения праздника
-утренние часы
-если вторая половина дня, то не позднее 16 часов
Содержание праздника, его сценарий обсуждаются педагогическим коллективом за месяц до праздника. При работе над сценарием необходимо учитывать следующие принципы:
Доступности, содержательности, занимательности,
развлекательного характера, познавательности,
насыщенности движением, динамичности, сюрпризности.
В процессе обсуждения в сценарий включаются поправки и изменения.
Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике,
выбирается педагог на роль ведущего, персонажей, а также назначаются ответственные за украшение зала, за подготовку атрибутов и костюмов,
определяются сроки выполнения
Многое в успешном проведений праздника зависит от ведущего. Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном материале и следовательно, посещать музыкальные занятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, хороводах, которые будут исполняться.
От ведущего требуется инициативность, находчивость, умение выйти из затруднительного положения, держаться свободно и естественно, объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно литературным языком.
Избегать многословия и стандартных фраз.
Иногда необходимо пошутить с детьми, спросить их о чем либо, а в случае непредвиденной паузы уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника.
Ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся.
В ходе праздника воспитатели следят за выступлениями детей своей группы:
-своевременно меняют детали костюмов,
-подсказывают, когда нужно выходить на игру или пляску,
-помогают быстро исполнять указания музыкального руководителя
-принимают участие в общих плясках, играх, танцах, песнях,
-поддерживают хорошее, радостное настроение детей.
При составлении сценария особое внимание следует уделить подбору
музыкального и литературного репертуара.
Для детей группы раннего возраста подбираются в основном детские пляски, не требующие долгого разучивания, и песни, в которых мало текста, так как дети в такой группе ещё плохо говорят. У детей группы раннего возраста и развлечения по продолжительности занимают 15-20 минут
Начиная с группы младшего возраста, репертуар усложняется тем, что добавляются песенки, в которых уже достаточно слов, так как дети уже лучше разговаривают и с удовольствием поют и разучивают их. Пляски по сложности перекликаются с плясками детей раннего возраста. Продолжительность праздников в группе младшего возраста составляет 20-25 минут.
В средней группе дети уже хорошо разговаривают, поэтому в сценарии праздников включается больше песен, танцевальный репертуар отличается разнообразием, т. к. у детей этого возраста хорошо развит опорно-двигательный аппарат. Продолжительность праздника составляет около 30 минут.
Для детей старшего дошкольного возраста подбирается более сложный и содержательный сценарий, т. к. продолжительность праздника составляет 40-45 минут. Такая продолжительность позволяет ввести в сценарий больше персонажей, игр, танцев и песен.
В подготовительной группе продолжительность праздника составляет 45-50 минут. Благодаря такой продолжительности утренника, в сценарий включаются больше персонажей. Танцы отличаются разнообразием музыкально-ритмических движений. Разучиваются песни, подготавливаются сольные выступления.
При отборе музыкального и литературного материала следует учитывать возрастные и индивидуальные возможности каждого ребёнка и группы в целом, не перегружать праздник трудными произведениями; помнить, что праздник проводится для детей и они являются его активными участниками.
Произведения, используемые на празднике, должны быть высокохудожественными, интересными и доступными для детей. При подборе песен необходимо учитывать направленность праздника. На сегодняшний день появилось много произведений современных композиторов, но не всегда их песни по своей музыкальной фактуре доступны детям, не имеющим достаточный певческий навыков. Целесообразно подбирать более простые по музыкальной фактуре песни, чтобы дети смогли их исполнить на высоком уровне. Их количество зависит от сценария праздника : в среднем не более 4-5 песен.
Особое внимание следует уделять использованию на празднике аудиозаписей. Чрезмерное количество фонограммы отрицательно сказывается на формировании детского слуха, так как нередко записи бывают низкого качества.
Лучше всего на праздниках использовать «живую» музыку. Музыкальный руководитель чувствует не только исполняемое музыкальное произведение,
но и то, как дети передают его голосом или движением. При этом дети чувствуют себя раскованно, более музыкально исполняют произведение.
Живое исполнение положительно влияет на формирование музыкального вкуса. Использовать фонограммы нужно умеренно, осторожно и грамотно.
Все музыкальные руководители, имею свой «золотой фонд», который повторяют из года в год. Разумеется, часть его периодически обновляется в соответствии с выбором.
Каковы же требования к отбору музыкальных произведений для работы с
дошкольниками? Какими критериями нужно руководствоваться при
подборе репертуара?
Требования:
- художественная ценность произведения ( принцип: детям – только самое
лучшее);
- доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей;
- соответствие программным целям и задачам.
Никакие доводы других участников педагогического процесса в детском
саду, типа «это старая песня, сколько ее можно петь», «этот танец уже надоел
нам за 5 лет» могут даже не рассматриваться, если выбранный музыкальным
руководителем репертуар является детской классикой. Классику можно петь
и танцевать из года в год десять и двадцать лет подряд в разных группах,
аналогично тому, как учат 1+1 много веков подряд и читают детям сказки
А. С. Пушкина.
В соответствии с последними педагогическими тенденциями, музыкальный
руководитель должен уметь учить многому на малом и даже единичном.
Нагромождение песен и танцев на утреннике не является подтверждением
высокой профессиональной квалификации музыканта, скорее наоборот.
Детей нужно знакомить не только с классической и народной музыкой, но и
лучшими образцами современной.
Творческие силы музыкального руководителя находят свою реализацию по
принципу «репертуар должен быть детским и художественным».
Безусловно, поиск лучшего музыкального материала – задача непростая
и требует от педагога эрудиции, личного чувства вкуса, музыкальности
и профессионализма.
Педагогическое мастерство заключается в умении балансировать на тонкой
грани и постоянно быть в курсе современных тенденций, не пропускать
ценное, добротное и гармоничное в творчестве каждого нового поколения.
Особое внимание нужно уделить играм и танцам. Очень интересны для детей игры, в которых присутствую соревновательные моменты, участвуют взрослые, мамы, папы, старшие сёстры и братья. Используя игры, необходимо помнить, что они являются частью сценария и должны сочетаться с содержанием праздника.
Оформление помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение.
Оформление зала должно отличатся от оформления группы особой парадностью и торжественностью.
Требования к оформлению :
-Безопасность;
-Дизайн должен отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;
-Развивать художественно эстетический вкус;
-Создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству
Используемая литература:
1. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Праздник и развлечения в детском саду»/Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т. С. Комаровой. - М. : Мозайка-Синтез, 2006г.
2. Зимина А. Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. -М. :ТЦ Сфера, 2010 (Учебное пособие)
3. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». - Дубна: Феникс+, 2014
4. Буренина А. И. Методические рекомендации к организации музыкального воспитания дошкольников. Учебное пособие. – СПб. : 2015.
5. Тютюнникова Т. Э. Роль музыки в развитии ребенка. Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию ребенка в детском саду. Программа дистанционного обучения музыкальных руководителей детских садов. – СПб. : 2014.