Светлана Лабинцева
Бывают в жизни чудеса или несколько слов о роли воображения в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие таких высших психических функций, как мышление и воображение. Наиболее благоприятным для развития воображения является период от пяти до двенадцати лет.
Темочки:
Что же такое воображение? Воображение - способность создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта, которая присуща только человеку. С помощью воображения осуществляется мысленный отход от непосредственно воспринимаемого, формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается новыми впечатлениями о предметах и явлениях и связях между ними. Поскольку жизненный "багаж" ребенка очень мал, а возможность оценки своего опыта ограничена, то в детской психике происходит постоянное пере комбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами. Воображение претерпевает изменения по мере роста и развития ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Недостаток жизненного опыта компенсируется вхождением сказочных нереальных событий в реальную жизнь ребенка, и он легко верит в волка и Бабу Ягу на экране или картинке. В старшем дошкольном возрасте воображение активизируется, воссоздающее воображение сменяется творческим, позволяющим создать принципиально новый образ. Рассмотрим, как развивается воображение с раннего возраста дошкольного?
• Этап игрового действия
В раннем возрасте мы говорим только о предпосылках воображения, которое
зарождается в игровых действиях с предметом. Сначала малыш не откликается на
предложенные взрослым замещения реальных предметов (не принимает кубик вместо
стульчика). Постепенно в процессе игрового замещения ребенок все больше подражает
взрослому и, наконец, наступает момент, когда он использует в игре собственные
замещения. В этом проявляются первые признаки воображения, которое пока
функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.
• Этап преобразования мира
Знаний и представлений недостаточно и ребенок легко объединяет разные
представления и некритически относиться к полученным комбинациям. В начале (3-5 лет) дети еще очень нуждаются в наглядности при создании новых ситуаций в игре или восприятии литературных текстов. Но уже скоро их представления позволяют видеть ситуацию глазами не только разных людей, но и животных и даже предметов. Ребенок 5-ти лет очень четко отличает реальное от нереального, понимает, что может и не может быть. Его жизненный опыт постепенно делает воображение критичным, он чувствует меру, за которую не должно переходить воображение. На этом этапе воображаемое ребенком почти полностью совпадает с образами памяти, т. е. воображение носит преимущественно воссоздающий характер.
• Создание воображаемых миров
В возрасте 5-7 лет дети создают целые воображаемые миры, населенные различными существами, с которыми у ребенка сложные и многоплановые взаимоотношения. Такие "миры"- прямое отражение внутренних потребностей и переживаний ребенка. По содержанию детских фантазий этого возраста можно судить о психическом неблагополучии, особенно если фантазии имеют устойчивый, навязчивый характер. Создавая новый образ, дети планируют процесс, начиная с замысла, и сознательно используют специфические средства и приемы.
Обучение и воображение
Любое обучение неразрывно связано с воображением, поскольку невозможно без способности представить что-то, оперировать абстрактными образами и понятиями. Воображение является некоторым мостиком между мышлением и познанием. Важно научить ребенка использовать разные по степени сложности замыслы и реализовывать их в продуктивных видах деятельности:
рисовании, художественном труде, лепке. Чтобы активизировать работу мышления и воображения необходимо использовать проблемные ситуации, когда нет готового стереотипного решения. Для решения проблемных ситуаций для младших дошкольников очень важен опорный предметный материал, который используется, как заместитель. Например, "как построить домик для собачки, если нет кубиков", при этом в поле восприятия ребенка вносятся коробки, стулья, материя и пр. Для старших детей проблемная ситуация может решаться только в словесной форме, например, что ты будешь делать если окажешься среди великанов.
Задачей взрослого при развитии воображения является насыщение представлений ребенка о мире (воссоздающее воображение) и обучение его способам создания новых объектов (творческое). К некоторым способам творческого воображения относятся :
• Агглютинация или склеивание несоединимых в реальности частей «Я не жаба И не зяблик. Я простой зеленый жаблик.» (из стихотворения Елены Григорьевой)*
• Парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или его частей
«От земли и до луны, а потом обратно-Вот как я тебя люблю! Разве непонятно?» (из стихотворения Анны Богачевой)*
• Антропоморфизм или одушевление неживых бъектов «На окне сидит пижама, У нее помятый вид, За окном идет панама, Ест орехи и бисквит.» (из стихотворения Тима Собакина)* При правильно организованном обучении у ребенка формируются следующие качества и способности:
• умение делать выводы;
• умение интегрировать и синтезировать информацию;
• умение замечать тонкие различия;
• чувствительность к противоречиям;
• способность предвидеть последствия;
• способность выдвигать гипотезы и применять идеи на практике;
Какими упражнениями можно развивать творческое воображение?
Как становятся фантазерами.
Упражнения для развития воображения в дошкольном возрасте
Вашему вниманию предлагаются специальные упражнения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на развитие воображения и фантазии. Все игры условно можно разделить на графические – в которых основным средством создания образа является зрительный, словесные, где используется слово, и двигательные, предполагающие создание образа через движение. Преимуществом всех предложенных упражнений является их увлекательность и игровое начало. Вы легко сможете использовать рекомендуемые игры для организации детского и семейного досуга, доставляя удовольствие детям и взрослым. Итак, приглашаю Вас в увлекательный мир фантазий.
"Фантастический образ"
Ребенку предлагаются изображения частей знакомых предметов: ухо, нос, рука, глаз, улыбка, усы, бантик, кружка, свеча, мышиный хвост, птичья нога и собачья пасть. Задача - построить (изобразить из всех элементов) образ существа или предмета, а затем дать ему название и описать, какими свойствами и признаками он обладает. Чем больше элементов включается в изображение, тем ярче и богаче воображение. Каждый раз можно использовать другой набор частей предметов, а для упрощения графической задачи для малышей можно все элементы изобразить на отдельных карточках и составлять их них образ как из пазлов.
"Волшебники"
Ребенку предлагаются две совершенно одинаковых фигуры-схемы человечков в длинной одежде-балахоне с палочкой в руке. Задача - с помощью красок или карандашей дорисовать (превратить) одну фигуру в доброго, а другую - в злого волшебника.
"Три краски"
Предложите ребенку выбрать три краски, которые, по его мнению, подходят друг к другу и заполнить ими весь лист. После предложите придумать как можно больше названий к рисунку и пофантазировать на тему того, что в нем происходит.
"Неоконченный рисунок"
Ребенку предлагается от 5 до 12 и более кругов. Его задача превратить каждый круг в новый предмет с помощью дополнительных деталей. Чем больше и разнообразнее образов может придумать ребенок, тем выше уровень воображения.
"Рисунок в несколько рук"
Всем играющим предлагается задумать какой-либо образ. Первый игрок рисует один элемент своего образа, следующий, учитывая уже имеющееся изображение, должен дорисовать деталь из своего замысла, И так до тех пор, пока не поучаствуют все игроки.
Результат не важен, важно увлеченность процессом.
"Постановка необычных проблем"
Ребенку предлагается нестандартная ситуация: "жук купил кресло, придумай, как доставить его к нему домой", или "холодильник начал поедать пищу, что делать", или "что произойдет, если все люди стали передвигаться на руках". Цениться оригинальность решений и сочетаемость в детских рассказах реального и вымышленного.
"Интонация"
Предложите ребенку проговорить несколько фраз с различной интонацией: строгой, веселой, грустно, ласково и т. д. детям будет веселее, если при формулировке задания говорить с печальной даже скорбной интонацией.
"Неоконченный рассказ"
Ребенку зачитывается начало небольшого рассказа так, что повествование обрывается на месте, где начинают разворачиваться главные события. Потом ребенка просят придумать окончание рассказа. Первая часть, предложенная взрослым должна быть лаконичной и увлекательной, а ребенок, продолжая не должен забывать о завязке, предложенной вначале.
"Веселые ассоциации"
Игроку или игрокам предлагается пара слов, которые нужно связать по смыслу, или ассоциации. Например, кошка - лампочка: кошка греется под лампочкой, кошку зовут Лампочка, у кошки глаза горят, как лампочки и др.
"Веселый ученый"
Ребенку предлагается пофантазировать на тему научных задач: как вырастить пальму на луне, построить машину для расчесывания собак, оживить куклу, сделать из мухи слона и т. д. В этом упражнении взрослому предоставляется возможность в увлекательной форме уточнить и расширить знания ребенка о мире, заинтересовать его новой информацией.
"Ожившие картинки" Заранее заготавливаются несколько сюжетов. Затем команда игроков получает конверт со своим сюжетом. После подготовки одна команда демонстрирует свою картинку, а другая - пытается догадаться и точно описать сюжет. Затем команды меняются местами. Упражнение лучше использовать, когда ребята играют со взрослыми и тогда задача для детей становиться посильной.
"Танец"
Ребенку предлагают прослушать небольшой музыкальный фрагмент и придумать свой танец под эту музыку, дать ему какое-то подходящее название.
"Пантомима"
Игрокам по очереди предлагается показать предмет или действие. Варианты могут предлагаться спонтанно или быть подобраны заранее. Все участники пытаются угадать, что показывает водящий, высказывают свои версии. Кто догадался становиться водящим и сам старается изобразить предмет с помощью движений.
"Тропинка"
Водящий сообщает игрокам, что они отправляются в поход по лесной тропе. Далее он называет все препятствия, которые встречаются на пути и как их надо преодолевать, а играющие изображают это действиями. Идем медленно по тропе, перешагиваем через крупные ветви, перепрыгиваем овражки и ручейки. Стоп, впереди завал, надо его разобрать. Идем дальше. Бежим с горки, поднимемся в гору. Осторожно впереди обрыв. Через него узкий мостик, идем по мостику очень осторожно. Фу, наконец, привал.
Используйте предложенные игровые упражнения в своих играх и занятиях с детьми, и Вы найдете в них благодарных и активных участников ваших затей. Фантазируйте смело сами, предлагая малышам новые затеи, и они никогда не будут смотреть на мир скучно и уныло!
Желаю Вам удачи!