Папки-передвижки

Консультация к буклету «Учусь грамоте»

Антонова Юлия
Консультация к буклету «Учусь грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые родители!

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

• Наша речь состоит из предложений.

• Предложение — это законченная мысль.

• Предложения состоят из слов.

• Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв (звуков, например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы (звука).

• Слова состоят из звуков.

• Звук — то, что мы слышим и произносим.

• Буква — то, что пишем и читаем.

• Звук на письме обозначается буквой.

• Звуки бывают гласные и согласные.

Публикация «Консультация к буклету „Учусь грамоте“» размещена в разделах

• Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.

• Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО)

Йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука (береза, мяч).

Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.

Обучение звуковому анализу слова

является основной задачей подготовки к обучению грамоте. Это необходимо для:

Обучения чтению

Грамотному письму в школе

Изучения родного языка

Звуковой анализ – это:

Последовательное выделение отдельных звуков в слове;

Определение порядка звуков в слове

Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый - мягкий).

Сначала обучаем ребёнка выполнять

простые формы звукового анализа:

выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова.

Порядок работы над звуками:

Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);

Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);

Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);

Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду).

Задания:

- Определить первый звук в словах;

- Подобрать названия цветов, животных, посуды и т. д., в которых заданный звук стоит в конце или в середине слова.

-Подобрать слова, которые начинаются на гласные а, о, у.

Игра «Светофор». Логопед называет слова. Дети ставят фишки на левую красную, жёлтую или зелёную часть полоски, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.

Игра «Определи позицию звука в слове»

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).

Графическое изображение позиции звука в слове (схема)

Сложные формы звукового анализа.

1 этап – формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства и действия. Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели.

На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками.

Основное правило:

Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и даётся характеристика звуку. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука.

Звуковой анализ слова «кит»

Выделим голосом первый звук:

Кь-кь-кь – ит – первый звук Кь – согласный, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук – кит-т-т, третий звук Т, он согласный, твердый, обозначим его синим квадратиком. В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т. Теперь звуки обозначим буквами.

2 этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане, исключая зрительные опоры, - только проговаривание. Слово называется, определяется первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

3 этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова.

Игры:

«Забор», «Звуковая линейка», «Подбери схему к картинке», «Пирамида», «Новоселье у животных».

Публикации по теме:

Консультация «Эффективные приемы обучения дошкольников грамоте» МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида» Консультация на тему: «Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников с ОНР».

Консультация для педагогов и родителей «Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте» Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными воз-можностями здоровья рассматривается как составная часть социальной реабилитации.

Консультация для родителей «С чего начинать обучение грамоте?» Консультация для родителей «С чего начинать обучение грамоте?»Подготовила: воспитатель Н. О. Сарайкина Научить ребёнка чтению и письму.

Консультация для родителей «Учусь красиво говорить» Красивая речь- это не только способ грамотно высказать свои мысли, но и залог успешного обучения в школе. ИГРЫ с МЯЧОМ и не только… 1.

Материал к буклету для родителей «Звукоречик» Игры для развития речи детей дома. «ЗВУКОРЕЧИК» Речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения.

Тематическая неделя «Учусь жить безопасно» Цель тематической недели: Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста понятия «безопасное поведение». Задачи: - для.

Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать»Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать» У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение.

Орф-семинар по авторской программе Т. Э. Тютюнниковой «Учусь творить» (2 ступень)Орф-семинар по авторской программе Т. Э. Тютюнниковой «Учусь творить» (2 ступень) Добрый день, уважаемые коллеги!23-24 марта 2019 года посетила орф-семинар в г. Тюмень "Учусь творить" Заинтересовалась предложением, так.

Проект по обучению алтайскому языку детей старшего дошкольного возраста «Обучая — учусь. Билим» ПРОЕКТ Обучение алтайскому языку детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада «ОБУЧАЯСЬ - УЧУ» Разработал: старший воспитатель.

Рекомендации для родителей по художественно-эстетическому развитию ребенка «Я учусь рисовать» Перед родителями и педагогами может встать вопрос: так ли нужна изобразительная деятельность такими маленьким детям? Ведь результат ее –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация к буклету «Учусь грамоте»
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 08:58
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация к буклету «Учусь грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Антонова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД