Антонова Юлия
Консультация к буклету «Учусь грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:
• Наша речь состоит из предложений.
• Предложение — это законченная мысль.
• Предложения состоят из слов.
• Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв (звуков, например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы (звука).
• Слова состоят из звуков.
• Звук — то, что мы слышим и произносим.
• Буква — то, что пишем и читаем.
• Звук на письме обозначается буквой.
• Звуки бывают гласные и согласные.
Публикация «Консультация к буклету „Учусь грамоте“» размещена в разделах
• Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.
• Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО)
Йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука (береза, мяч).
Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;
всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.
Обучение звуковому анализу слова
является основной задачей подготовки к обучению грамоте. Это необходимо для:
Обучения чтению
Грамотному письму в школе
Изучения родного языка
Звуковой анализ – это:
Последовательное выделение отдельных звуков в слове;
Определение порядка звуков в слове
Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый - мягкий).
Сначала обучаем ребёнка выполнять
простые формы звукового анализа:
выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова.
Порядок работы над звуками:
Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду).
Задания:
- Определить первый звук в словах;
- Подобрать названия цветов, животных, посуды и т. д., в которых заданный звук стоит в конце или в середине слова.
-Подобрать слова, которые начинаются на гласные а, о, у.
Игра «Светофор». Логопед называет слова. Дети ставят фишки на левую красную, жёлтую или зелёную часть полоски, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.
Игра «Определи позицию звука в слове»
Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).
Графическое изображение позиции звука в слове (схема)
Сложные формы звукового анализа.
1 этап – формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства и действия. Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели.
На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками.
Основное правило:
Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и даётся характеристика звуку. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука.
Звуковой анализ слова «кит»
Выделим голосом первый звук:
Кь-кь-кь – ит – первый звук Кь – согласный, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.
2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук – кит-т-т, третий звук Т, он согласный, твердый, обозначим его синим квадратиком. В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т. Теперь звуки обозначим буквами.
2 этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане, исключая зрительные опоры, - только проговаривание. Слово называется, определяется первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.
3 этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова.
Игры:
«Забор», «Звуковая линейка», «Подбери схему к картинке», «Пирамида», «Новоселье у животных».