Елена Суровцева
Духовно — нравственное воспитание посредством сказки. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Духовно — нравственное воспитание посредством сказки, Из опыта работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Суть духовно - нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.
На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза: сказки являются эффективным средством для формирования духовно – нравственного сознания и эмоционально – волевого развития детей. Они помогают развивать внутренний мир ребенка, его эмоциональные сферы.
Что может заинтересовать ребёнка?
Сказка – средство эмоционально – волевого развития и духовно – нравственного воспитания
детей. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, мно-гократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Цель работы : создать условия для духовно – нравственного воспи-тания дошкольников посредством сказки.
Задачи:
посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность);
содействовать развитию образного строя речи, обогащение словаря, навыков связной речи, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;
развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Формы работы :
Чтение;
Слушание;
Беседа;
Инсценировка;
Сочинение новых сказок;
Иллюстрирование;
Сказка – переделки;
Изготовление атрибутов к инсценировкам;
Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы, игровые задания, дидактические игры.
Результатом воспитания детей сказкой является :
усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;
деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.
Сказка – источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей.
Не бойся сказок, бойся лжи.
Сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
Валентин Берестов
МБДОУ детский сад «Солнышко»
Ростовская область
п. Зимовники
Ул. Дзержинского, 185 6
347460
8(86376)3-33-84
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников «Солнышко»
«Сказка ложь, да в ней намёк…»
Из опыта работы Суровцевой Елены Васильевны
п. Зимовники
2013г.