Галина Петрова
Биоэнергопластика для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений, которые целенаправленно будут стимулировать речевую активность, влиять на речевое развитие и эмоциональную сферу, развивать активный словарь. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
Публикация «Биоэнергопластика для детей с ТНР» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
Дети с ТНР имеют свои психологические особенности. Это замкнутость, неуверенность в себе и негативизм. Добавляются и вторичные отклонения в развитии психических процессов. Использование игровых методов может повысить эффективность коррекционной работы логопеда, построенной на основе сказки.
В своей педагогической деятельности мы используем разные виды логопедических сказок: артикуляционные, пальчиковые, фонетические, лексико-грамматические, сказки, способствующие формированию связной речи, сказки по обучению грамоте, при постановке звуков и их автоматизации.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Так же способствует развитию координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятии.
Проводимая в хорошем темпе, со сменой поз (сидя за столом, стоя в кругу, сопряженная гимнастика может применяться и как физминутка.
Логопедические сказки с применением биоэнергопластики уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Эффективными для развития детей являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, логопедических сказок. К тому же театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Упражнения сопряженной гимнастики объединены простеньким сюжетом (виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов, схем-карточек, опорные рисунки). Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А участие самого ребенка в создании сюжетов вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
«Весенняя прогулка Куклы Даши» (Приложение 1)
Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей) Движения или статичная поза
рук Языка, губ
1. Однажды кукла Даша Язычок проснулась и увидела, что за окном выглянуло солнышко. Улыбнулась Даша. Имитация пробуждения, кисти рук в стороны Губы в улыбке
2. Подошла Даша к окошку и открыла его. Выглянула, посмотрела вверх-вниз-вправо-влево Кисти рук расставлены.
Кисти рук двигаются вверх-вниз-вправо-влево Рот открыт, язык свободно лежит за нижними зубами Язык движется вверх- вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы
3. Вышела на прогулку: топ-топ-топ Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным Язык высовывается и прячется в рот
4. Увидела, что растаял снег, но кое- где еще на площадке, на дорожке лежит. Стала раскидывать его лопатами Пальцы вытянуты, Ладони соединяются «чашечкой» Язык лопаточкой, затем сворачиваем чашечкой
5. А еще надо подмести дорожки Пальцы соединены, ладони двигаются вправо-влево Язык двигается вправо-влево
6. Устала Даша, надо отдохнуть.
Катается на карусели Кисти рук двигаются по кругу Движения языком по зубам, по кругу
7. А сейчас на качелях покачается Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. Поднять сомкнутые пальцы вверх, опустить ладонь вниз. Язык движется вверх- вниз
8. Ой! Смотри, какая лошадка показалась после растаявшего снега. Поскакали на лошадке. Останавливает лошадку – Пальцы сомкнуты с большим пальцем, на каждое щелканье размыкать и смыкать пальцы рук. Языком щелкаем, цокаем.)
«Прррр» (губами или кончиком языка. Вызывая их вибрацию).
9. Слезла с лошадки. Ой, что случилось? Забор снегом поломало, починить нужно
Красивый забор получился, улыбнемся. Кисти рук в кулачке. Кулачками стучим друг о друга. Языком стучим за верхними зубами (упр. «Молоток» т-т-т).
губы растянуты в улыбку (упр. «Улыбка»)
10. Смотрит Даша который час. Пора возвращаться домой. Как часики тикают? Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз: повернуть кисть влево, повернуть вправо. Улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и поочередно коснуться левого и правого угла рта.
11. Пришла домой.
Мама конфетки купила, ест. Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.
Указательный палец правой руки упирается в ладошку левой руки, тоже палец левой- в ладошку правой. Язык высовывается и прячется в рот.
Язык упирается то в левую щеку, то в правую (упр. «Конфетка»).
Используемая литература:
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М: АСТ: Астрель, 2008.
2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т. В. Будённая. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.
3. Бушлакова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой – Детство-Пресс.
4. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Игры с пальчиками. М, 2002 г.
5. Шубина Е. Основы телесной терапии. Изд. : «Наука и техника», 2007.
6. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М. : Арктур, 2001.
Приложение 1
Схемы-карточки для комплексов артикуляционной гимнастики.
Упр. «Бегемотик» упр. «Лягушка»