Ирина Часовникова
Бинарное занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Цирк»
▼ Скачать + Заказать документы
Бинарное занятие подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе «Цирк»
Программное содержание :
Образовательные задачи:
1. Познакомить со звуком Ц, буквой Ц; закреплять навык правильного произношения звука Ц.
2. Развивать фонематический слух: совершенствовать умение выделять звук среди других звуков, в словах; определять место звука в трёх позициях (в начале, середине и в конце слова).
3. Совершенствовать навыки звуко - буквенного анализа слов.
Публикация «Бинарное занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Цирк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, память, логическое мышление
2. Развивать мелкую мускулатуру рук.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать стремление к правильному выполнению заданий.
2. Воспитывать чувство уважения к сверстникам.
Оборудование: магнитофон; картинки: цирк, заяц, тигрица, слон на мяче белого цвета, букет цветов; картинки о цирке для составления предложений; магниты; карточки- буквы (демонстрационные); кассы букв (раздаточный материал); 2 магнитных доски, мольберт; цветные карандаши; карточки с буквами, 6 разноцветных секторов круга.
Ход:
Дети заходят, встают полукругом.
Воспитатель – У нас сегодня будет занятие «Грамота». Какие для себя задачи, вы поставите?
- Слушать внимательно ответы детей, отвечать на вопросы полным предложением, узнать что – то новое, слушать внимательно воспитателя, не перебивать друг друга.
- В конце данного занятия я спрошу, выполнили ли вы поставленные перед собой задачи.
Ребята, посмотрите внимательно на картинку (воспитатель обращает внимание на картинку «Цирк»). Что на ней изображено? (цирк). Совершенно верно! Какой первый звук в слове цирк? (ответы детей, звук Ц). Догадались, с каким звуком будем знакомиться? (ответы детей). Правильно со звуком Ц.
- Ребята, обратите внимание, кто здесь нарисован? (воспитатель обращает внимание детей на картинку на магнитной доске, ответы детей). Нарисован слоник на мяче. Этот слоник работает в цирке, он грустит, потому что на его мяче пропали все цвета. Давайте порадуем слоника и раскрасим его мячик разными цветами, но для этого нам надо справиться со всеми заданиями. За каждое задание на мяче будет появляться цвет. Вы готовы?
Логопед – Дети, вместе произнесём звук Ц, расскажите какой это звук? (ответы детей)
- Это согласный звук т. к. он не поётся, глухой, это можно узнать, если закрыть уши и произнести его, твёрдый т. к. он произносится твёрдо, обозначим звук Ц синим цветом.
- Что делают зрители в цирке, если им нравится представление? (хлопают в ладоши).
- Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук Ц (логопед произносит ряд звуков, слов, прикрыв рот листом бумаги синего цвета: Н, Ц, П, С, Ц, Ц, Ц, ФОКУСНИК, КЛОУН, ЦИРК, КОЛЬЦО, АРЕНА, КАНАТОХОДЕЦ, ШАР, АВАЦИИ. Дети хлопают один раз, если услышат звук Ц).
- Молодцы, всё правильно. У слоника на мяче появился первый цвет (красный).
Воспитатель – Дети проходите за столы, сядьте удобно, спина прямая, руки полочкой на столе (дети садятся на свои места, воспитатель обращает внимание на осанку).
- В цирке работают не только слон, но и много других артистов. Повторяйте за мной (дети повторяют чистоговорки, учитель-логопед смотрит на артикуляцию, контролирует правильное произношение звуков) :
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – акробаты и борцы.
ЦА-ЦА-ЦА – лошадь, кошечка, тигрица.
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – клоуны и певцы.
ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – гимнаст и канатоходец.
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – попугаи, зайцы, львицы.
- Справились с заданием и ещё один цвет на мяче (оранжевый).
Логопед – Дети, я предлагаю сложное задание, которое поможет нам тренировать память. Послушайте загадки, а отгадки запоминайте (дети отгадывают загадки).
1. Ни барашек и не кот,
Носит шубку круглый год.
Шубка серая – для лета.
Для зимы другого цвета (ЗАЯЦ)
2. Чёрные полоски,
От носа до хвоста,
У рыжей этой кошки,
Суровый нрав всегда! (ТИГРИЦА)
3. Большой и круглый дом стоит,
И всех на свете веселит (ЦИРК)
- Дети, назовите ещё раз отгадки по порядку (дети называют, логопед выставляет на магнитную доску картинки).
- А теперь определите, на сколько слогов можно разделить слово и определите место звука в слове ( логопед показывает на картинку и говорит сигнальные слова: слоги, место звука. Дети хлопками определяют количество слогов в слове, а движением указательного пальца место звук: начало слова палец у губ и т. д.).
- В слове ЗАЯЦ, 2 слога, звук Ц стоит в конце слова. В слове ТИГРИЦА, 3 слога, звук Ц стоит в середине слова. слове ЦИРК, 1 слог, звук Ц находится в начале слова.
- Молодцы ребята, продолжаем раскрашивать мяч (жёлтый сектор).
Воспитатель – Дети это буква Ц (воспитатель обращает внимание на большую букву Ц, которую логопед прикладывает к магнитной доске) :
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
- Посмотрите сколько в этой букве палочек? (ответы детей)
- В этой букве одна горизонтальная палочка. Вертикальных 3, две одинаковые по длине, а одна короткая.
- Ребята, у вас на столах лежат листочки, переверните их и обведите букву Ц. Будьте внимательны, какого цвета карандаш вам нужно будет взять (дети обводят букву, берут карандаш синего цвета, воспитатель и логопед проверяют).
- Вы все верно обвели букву Ц и у нашего слоника появился ещё один цвет на мяче (синий).
- Приглашаю вас на цирковую физкультминутку (дети выходят из-за столов и встают полукругом, логопед в это время раскладывает на столы кассы и убирает карандаши и карточки).
Физкультминутка «Цирк» (под музыку дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Вышел клоун на арену,
Поклонился всем со сцены.
Вправо, влево и вперёд
Поклонился всем как мог (повторяется 2 раза).
- Дети, присядьте за столы (дети садятся за столы, взрослые напоминают детям об осанке).
Логопед – Ребята скажите, что дарят артистам после выступления? ( ответы детей: овации, цветы). Выложим из букв слово «ЦВЕТЫ» и появится букет цветов. Открываем кассы, составляем слово ЦВЕТЫ из букв и разбираем на гласные, согласные (дети выполняют задание, воспитатель и логопед помогают и проверяют, далее идёт разбор, выложенного из букв слова на доске).
- Дети, проверьте себя
- Ребята, назовите гласные в этом слове (Е, Ы)
- Каким цветом мы обозначаем гласные?
- Гласные обозначаем красным цветом.
- Назовите согласные (Ц, В, Т)
- Звук Ц согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом.
- Звук В согласный, мягкий, обозначаем зелёным цветом.
- Звук Т согласный твёрдый, обозначаем синим цветом.
- Вы правильно составили слово «ЦВЕТЫ». Подарим цветы слонику и продолжим раскрашивать мяч (голубой). Приберите рабочее место: разложите буквы по кармашкам, кассы закройте, квадраты положите на поднос.
Воспитатель – Дети внимательно посмотрите на картинки о цирке и придумайте предложение по своей картинке работая в парах (дети в парах составляют одно предложение предложения).
- Ребята, мы собрали все цвета на мяче (прикрепить последний зелёный сектор на мяч). Наш слоник стал весёлым.
Дети, вспомните, какие перед собой задачи вы ставили в начале нашего занятия. Расскажите, выполнили вы их? (ответы детей). В заключительной части предложить детям в свободное время раскрасить картинки о цирке.
Технология бинарного учебного занятия
Бинарные учебные занятия – что это такое? нетрадиционный вид учебного занятия Учебное занятие по теме ведут два или несколько педагогов по разным учебным дисциплинам общая проблема рассматривается, решается через материал двух учебных дисциплин может быть одной из форм проекта. Обычно это междисциплинарный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект такие учебные занятия позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике
Цели бинарных учебных занятий Для учащихсяДля педагогов Содержание помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными дисциплинами Установление междисциплинарных связей и интеграция учебных дисциплин Более рациональное использование учебного времени Развитие креативного, творческого мышления учащихся, умения применять полученные знания в новой ситуации Повышение мотивации к изучению учебных дисциплин Формирование целостного научного мировоззрения Возможность личностного профессионального роста Расширение кругозораРазвитие сотрудничества педагогов
Этапы подготовки бинарного учебного занятия выбор темы учебного занятия, анализ фактического материала, который может служить темой бинарного учебного занятия. Идея учебного занятия – очень важно! формулирование целей учебного занятия : для чего мы у доски вдвоем? отбор содержания, формулирование основных проблем, ключевых идей учебного занятия, понятий, смыслов поиск наиболее рациональной формы учебного занятия совместное, тщательное планирование. Учебное занятие делится на дополняющие друг друга части написание совместного конспекта учебного занятия продумывание рисков и ограничений
Эффективность бинарных учебных занятий Соединения педагогических усилий и мастерства двух педагогов Активно задействуется творческий потенциал преподавателя и учащихся Динамичность, смена видов деятельности на учебном занятии Повышение мотивации и заинтересованности учащихся, внимание поддерживается на высоком уровне Нетрадиционный подход к изучению учебного материала, форма проведения учебного занятия увлекательна и нестандартна Экономия учебного времени