Шарипова Эльмира
Урок-практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»
(3 класс Образовательная система «ПНШ»)
Тип урока : урок рефлексии
Цели предметные: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи на формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
Публикация «Урок-практикум „Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа“ в 3 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Падежи
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
• воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
• повышение уровня мотивации учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
• вырабатывать способность различать способ и результат действия;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
• создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.
• уметь формулировать несложную учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;
• формировать у обучающихся способность к рефлексии;
• отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Познавательные УУД:
• создать условия для расширения представлений обучающихся о грамматических признаках имен существительных с целью практического умения писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;
• систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
• научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;
• учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
• развивать наблюдательность и умения рассуждать;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
• задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
• адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Оборудование и материалы: для учителя:
• презентация; карточки; тесты
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Деятельность учителя Деятельность ученика Наглядность
-Ребята, у нас гости. Поприветствуйте их. Улыбнитесь гостям и друг другу.
-Посмотрите, наш урок пройдет под девизом «То, что знаешь - не скрывай, на вопросы отвечай!»
- Запишите:
Число. Классная работа.
Слайд 2. Девиз урока «То, что знаешь - не скрывай, на вопросы отвечай!»
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
2. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
- Прочтите эти словосочетания, проанализируйте орфограммы.
-Скажите, какое задание нужно выполнить?
-Можно ли сразу правильно написать окончание?
- Что для этого нам необходимо сделать?
-Какие у нас получились окончания?
- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания у существительных? Какие выполнить шаги?
- Выполните это задание самостоятельно
-Проверка с доски.
-С какой часть речи мы сегодня будем работать?
-С какой орфограммой мы будем работать?
-Это не просто безударное окончание, а еще оно какое?
- Так какова же теме нашего сегодняшнего урока? Сформулируйте ее.
- Попробуйте оценить свое умение писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе.
- Вставить пропущенные окончания.
- Нет.
- Поставить ударение в словах. Обучающиеся выполняют задание (1 у доски)
- Безударные окончания.
- поставить существительное в начальную форму; определить склонение и падеж.
Вписывание окончаний в словосочетания (1 у доски или на планшете)
- С существительным.
- С безударным окончание.
- Падежное.
- Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
-Показывают уровень умения на «шкале успеха», которую рисуют на полях тетради)
Слайд 3 (1 часть)
На ветке топол…;
Спал в кроват…;
Написал дяд…;
Пахнуло черёмух…
Слайд 3 (2 часть)
Алгоритм действия:
Ставлю существительное
в начальную форму: ед. ч., И. п.
Определяю тип склонения
1, 2, 3 скл.
Определяю падеж
Слайд 4. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
3. Формулировка цели урока и постановка учебных задач
Цель этапа: подбор вопросов для постановки цели урока и путей ее решения
- Так какова же цель нашего урока?
- Сформулируйте учебные задачи.
- Научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе.
- Учиться ставить имя существительное в начальную форму;
- научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;
- запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;
- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания. Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
4. Работа над решением поставленных задач
1) Проведение исследования. Сопоставление падежей
Цель этапа:
- А сейчас давайте проведем маленькое исследование.
- У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.
- Проверка.
Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа?
- Оцените свою работу в группе с помощью сигнальных карточек. Если вы довольны работой своей группы, выработали дружно, то покажите карточку зеленого цвета, если вы не очень довольны работой своей группы, вы считаете, что могли бы работать лучше, то покажите карточку желтого цвета, если вы не довольны работой своей группы, то покажите карточку красного цвета. Работа в группах.
1группа. Задание
1. Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.
2. Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е.
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ___
Воспользуемся для доказательства опорными словами
Р. п___окончание
Д. п. ___окончание
П. п. ___окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –…. является верным.
2 группа
1. Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е.
2. Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и.
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ___
Воспользуемся для доказательства опорными словами___
П. п. ___окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –…. является верным, а второе утверждение будет неверным.
3 группа
1. Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.
2.
Имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и.
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ___
Воспользуемся для доказательства опорными словами___
Р. п___окончание
Д. п. ___окончание
П. п. ___окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. является верным.
Слайд 5
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р. п. – И - - И
Д. п. –Е - - И
П. п. –Е -Е - И
-Оценка работы группы с помощью сигнальных карточек: зеленого, желтого, красного цветов. Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
Физминутка
2) Упражнение в определении типа склонения по начальной форме
Цель этапа: упражняться в определении склонения имен существительных в единственном числе.
- Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного?
- Если это имя существительное 1относится к 1 склонению вы хлопаете в ладоши, если ко 2 – топаете ногами, ну а если к 3- приседаете. Дождик, словечку, кровать, дорога, лес, степь, крылечко, за домом, при дочери, в лесу, над облаком, с новостью, на линейке, у входа.
-Поставить имя существительное в начальную форму И. п., ед. ч, для того, чтобы определить тип склонения. От типа склонения зависит какая буква будет в окончании.
Физминутка.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; (П)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
3). Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.
Практическая работа по отработке действия по алгоритму
Цель этапа: закреплять изученные знания; выявить пробелы изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.
- На столах у вас лежат карточки, возьмите их. Прочитайте задание.
- Оцените себя. Нарисуйте 2 кружка. Если задание показалось вам легким, то закрасьте кружок зеленым цветом; если оно вызвало у вас затруднение, то закрасьте его желтым цветом; ну, а если задание показалось вам очень тяжелым, то закрасьте кружок красным цветом.
-Проверка задания проводится с доски, ошибки анализируются и исправляются.
- Оцените себя после выполнения задания. Если задание выполнено правильно, то закрасьте кружок зеленым цветом; если есть ошибки, то закрасьте его желтым цветом; ну, а если задание выполнено полностью неправильно, то закрасьте кружок красным цветом.
-Покажите с помощью сигнальных карточек, как вы выполнили задание.
- Чтение задания.
- Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж у этих слов.
Выполнение задания. Самостоятельная работа
На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк… к ёлк… прыгает шустрая белка. На берёз… лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл… от такой тяжест….
- Самооценка выполненного задания.
-Самопроверка задания с интерактивной доски.
- Самооценка выполненного задания после проверки.
- Работа с сигнальными карточками.
Слайд № 6. Текст задания.
Слайд № 7.
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
5. Самостоятельная работа. Тестовая работа
Тестовая работа. Определение рода, склонения, падежа у существительных. Тестовая работа
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
6. Итог урока. Рефлексия
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
-Какое умение мы оценивали в начале урока?
-Давайте оценим умение писать безударные окончания имен существительных еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.
-Кому стало легче определять безударные окончания имен существительных? Поднимите руки.
-Кто остался на том же уровне? Поднимите руки.
-Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме. Работа по самоанализу.
- Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Работа со «шкалой успеха». Самооценка
- Ответы детей. Самоанализ своей работы. На уроке.
Слайд 8.
Я сегодня на уроке учился___
Я работал с ___ настроением.
Я___ доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда ___ .
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
1группа. Задание.
1. Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.
2. Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е.
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ___
Воспользуемся для доказательства опорными словами
Р. п___окончание
Д. п. ___окончание
П. п. ___окончание
Следовательно, утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –…. является верным.
2 группа. Задание
1. Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е.
2. Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и.
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ___
Воспользуемся для доказательства опорными словами___
П. п. ___окончание
Следовательно, утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –…. является верным, а второе утверждение будет неверным.
3 группа.
1. Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.
2.
Имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и.
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ___
Воспользуемся для доказательства опорными словами___
Р. п___окончание
Д. п. ___окончание
П. п. ___окончание
Следовательно, утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. является верным.