Юлия Богданова
Профилактические меры «Безопасность в ДОУ»
▼ Скачать
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Для обеспечения безопасности детей в ДОУ созданы безопасные условия. Это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.
Публикация «Профилактические меры „Безопасность в ДОУ“» размещена в разделах
Основными направлениями деятельности сотрудников детского сада по обеспечению безопасности в детском саду являются:
-пожарная безопасность;
-антитеррористическая безопасность;
-обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований;
-охрана труда.
Воспитание по безопасности направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Но на практике выявляется целый ряд недостатков:
• Не все дети способны управлять своим поведением в той или иной ситуации, так как многие дети не имеют положительного примера со стороны окружающих, в том числе родителей. Многие родители сами не умеют вести себя правильно в экстренных ситуациях: при пожаре, наводнении, при дорожно-транспортном ДТП.
• Поведение некоторых детей, подвержено сиюминутным желаниям, хочу здесь и сейчас.
• Не у всех детей дошкольного возраста сформированы ценностные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Многие родители не учат своих детей правилам поведения в экстренных ситуациях
• Ребенок не имеет положительного примера для подражания.
• Недостаток материала: наглядного, дидактического, демонстрационного; методической литературы;
• Недостаток квалифицированных кадров;
• Недостаток в помощи родителей: многие родители не сотрудничают с воспитателями;
• Нет возможности использования инновационных форм работы в связи с отсутствием необходимой материально – технической базы;
• Текучесть кадров, так как многие молодые специалисты не хотят работать в детском саду в связи с маленькой заработной платой;
• Не все дети имеют возможность посещать детский сад.
Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.
Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.
В результате устранения недостатков у обучающихся сформировывается новый образовательный результат.
• Ребенок становится психологически устойчивым к стрессовым ситуациям;
• У ребенка сформированы представления о поведении в различных ситуациях;
• Умеет находить выход из сложных проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
• Умеет решать проблемы в соответствии своему возрасту;
• Умеет предвидеть опасность, и пути выхода из нее.
• Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
• Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
• Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Изменения в образовательном процессе становятся неизбежны.
Тематическое планирование на год, разработанное по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Безопасность», помогает систематизировать и распределить работу с детьми, реализовать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Залог успешности образовательной деятельности по данной теме – сочетание разнообразных видов детской деятельности:
• игровой;
• художественно-эстетической;
• познавательно-речевой;
• коммуникативной,
А также использование традиционных и инновационных форм и методов работы, позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, воспитать положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности. К ним относятся:
• беседы с участием персонажей,
• ситуационно-имитационное моделирование,
• использование заранее спланированной педагогической ситуации,
• анализ заданных ситуаций,
• детское экспериментирование и проектная деятельность,
• игры – соревнования,
• организация совместной деятельности детей и взрослых.
Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребё нком на равных: совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведения диалога, совместного познания, открытия, удивления.
Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.