Оксана Сальникова
Безопасность и здоровье детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Неслучайно эти два термина объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.
По данным отечественных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
Публикация «Безопасность и здоровье детей в ДОУ» размещена в разделах
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Все мы – взрослые – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»
Наша задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.
К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. Я предлагаю вашему вниманию схему формирования знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает, как правило, обратный результат. Если запретов будет слишком много – ребенок не сможет выполнить их в полной мере, и неизбежно будет нарушать. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. В нашем детском саду наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников, оформлен стенд «Ребенок и безопасность», где размещается информация для воспитателей, детей и родителей.
Данная работа ведется через:
1) организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
2) совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
3) свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.
Проблемы, связанные с сохранением здоровья и безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому, вырастить и правильно воспитать здорового и хорошо ориентированного, в современных условиях, ребенка можно только при объединении усилий всего социума: всех организаций (полиция, детская поликлиника, СМИ, пожарная часть, ГИБДД и т. д.) с родителями и педагогами ДОУ.
Каждый взрослый должен сам знать правила безопасности, так как они едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Задачи по воспитанию безопасного поведения является составной частью программы воспитания и обучения в детском саду. Полученные в учебной деятельности знания дети могут отразить в самостоятельной продуктивной деятельности: рисование, лепке, аппликации, конструировании. В методическом кабинете собран огромный материал по ОБЖ, методической и детской литературы, периодические издания (плакаты, конспекты, сценарии, игры).
Эффективность данного обучения в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Они должны следить за собственным поведением. Важно учесть, что нельзя требовать от ребенка выполнения правил, если он сам не всегда им следует.