АНАСТАСИЯ Андреевна
Бесконфликтное общение. Как установить эффективное общение
▼ Скачать + Заказать документы
Бесконфликтное общение
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;
познакомить с приемами бесконфликтного общения;
содействовать повышению уверенности в себе;
упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.
Ход занятия
1. Приветствие.
Публикация «Бесконфликтное общение, Как установить эффективное общение» размещена в разделах
Добрый день. Рассаживайтесь на стульчики. Сегодня у нас с вами будет семинар с элементами тренинга. Тема, способы и приемы бесконфликтного общения. Но прежде чем начать, давайте с вами настроимся на работу, поприветствуем друг друга и ознакомимся с правилами тренинга.
Устраивайтесь по удобнее, я предлагаю вам представиться, называя свое имя, а также слово, отражающее ваше настроение или ваше состояние, допустим (Настя - активная). Спасибо.
Любой тренинг имеет правила. Я считаю, что целесообразно обсудить и решить каких правил, мы будем с вами придерживаться на протяжении тренинга сегодня и в дальнейшем.
• Обращение друг к другу на «ты» (обращение ко мне как к ведущему по имени, без отчества весьма желательно).
• Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю.», «я думаю.», а не «все сейчас думают.», «большинство из нас.» и т. д.
• Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.
• Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у вас есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием.
• Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми. Спасибо за внимание.
А теперь приступим, прослушайте небольшую притчу, а после обсудим ее.
2. Основная часть
Притча «Страшный сон» (5 мин)
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вопросы для обсуждения:
1. Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего семинара-практикума? Бесконфликтное общение
2. В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?
3. Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка - как первый или как второй толкователь?
Все мы с вами знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками. Конечно временами это бывает сложно, но как говориться нет ни чего не возможного! В первую очередь надо стараться доносить информацию для родителей как второй толкователь снов.
И сегодня на нашем семинаре хочу показать вам не сколько моделей поведения в общении с родителями.
2.1. Психотехническое упражнение «Давление» (5 мин)
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.
Инструкция: найдите себе пару, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
1. Оцените свои впечатления.
2. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).
А сейчас попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Что вы почувствовали? Приятно взаимодействовать на равных?
Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будь то родитель, коллега, ребенок) мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения.
И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
2.2. Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
Самые универсальные – это:
Улыбка, Имя собеседника, Комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника, тогда к согласию можно прийти значительно быстрее. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
2.3 Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м).
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника (15 - 45 см!
3. Желательно убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. Открытыми жестами считаются те, при которых руки разводятся в стороны или показываются ладони. Направленные ноги в сторону собеседника, корпус, наклон головы в сторону собеседника. Эти жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт. Подмечено, что расстегнутые пиджаки чаще приводит оппонентов к соглашению, чем застегнутые.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. И последний прием, но не маловажный – это момент присоединения,
т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Главное, обращайте внимание на ваш язык тела при контакте с родителями – как вы стоите, как вы держите руки и не забывайте о других факторах улыбка, имя, комплимент!
7. Упражнение «Волшебная шляпа» (10 мин)
Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями.
Инструкция: Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебная шляпа». Сейчас каждый из вас будет одевать ее на себя и говорить комплимент сидящему от себя справа, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять
его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!». (Когда у участников начнут возникать трудности с подбором комплиментов, каждому раздается «Памятка комплиментов», игра продолжается.)
Ведущий подводит итог: самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
8. Подведение итогов семинара-практикума. (2 мин)
Я надеюсь, что сегодня вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.
Спасибо вам большое, что пришли, надеюсь, что тренинг не пройдет бесследно.
И каждому приятные слова и комплименты лично от меня…
9. Рефлексия. (2 мин)
Уважаемые коллеги, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о нашем семинаре-практикуме. Что бы вы хотели пожелать его участникам?
Преобразования конфликтогенов
(примеры «противоядий от конфликтов»)
Конфликтоген - Преобразующие вопросы
Дурак! (и другие оскорбления) Что Вы хотели бы? Как это
можно исправить?
Я прав, а ты (он) не прав Чем Ваша точка зрения отличается
от их точки зрения?
Я не буду… Что могло бы помочь Вам сделать это?
Все пропало Как сделать это успешным? Как можно это
улучшить?
Он (она) безнадежен! Что в их поведении Вам не нравится?
Я (они) должен/вынужден. Можете ли Вы (они) избрать такое
действие?
Слишком много/мало… По сравнению с чем?
Они всегда… При каких обстоятельствах они не делают этого?
Я не хочу… Какого исхода Вы хотели бы?
Я не могу… Вы не сможете? Или, быть может, просто не видите,
каким образом сделать это?
Он (она) никогда не… Что произойдет, если Вы увидите такую
возможность?
Это невозможно… Если бы это было возможным, что
потребовалось бы тогда?
Краткий курс доброжелательных отношений
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».