Татьяна Пряхина
Беседа в старшей группе «Подземные богатства земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми (уголь, нефть, газ); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа); формировать экологически грамотное поведение в быту и природе; развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с богатством родной земли.
Задачи:
Способствовать формированию первоначального представления детей о внутреннем содержании земли – полезных ископаемых;
Публикация «Беседа в старшей группе „Подземные богатства земли“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материалы и оборудование: набор «Полезные ископаемые»;
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель: - Ребята, чтобы узнать о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии, надо отгадать загадку.
Круглая, но не мяч.
Твердая, но не сталь.
Черная, но не сажа.
Вертится, но не юла.
Кто же она?
Дети: ЗЕМЛЯ.
Воспитатель: - Правильно. А что такое земля?
Дети: планета, почва, по которой мы ходим.
Воспитатель: - Но я хочу с вами поговорить не о планете. А говорить мы сегодня с вами будем о богатствах земли.
Ребята, нам очень повезло. На нашей земле очень много полезных ископаемых.
Воспитатель: А кто мне скажет, что такое полезные ископаемые?
Дети: Это природные богатства, которые используют люди.
Воспитатель: Наша страна большая и богатств у неё много. В лесах много зверей, ягод, грибов; в реках и озёрах много рыбы. Но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми.
2. Беседа на тему «Подземные богатства земли».
– Горные породы и минералы человек использует в хозяйстве. Полезные ископаемые бывают твёрдые, газообразные и жидкие. Большинство полезных ископаемых твердые. Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. А зачем добывают полезные ископаемые? Можно ли построить здание без кирпича, бетона? Для изготовления кирпича и бетона людям приходится добывать песок, глину, известняк.
Твёрдые полезные ископаемые. К ним относятся: каменный уголь, гранит, железная руда и мно-гие другие полезные ископаемые. Может ли экономика обойтись, например, без железной руды? Не может. Из железной руды получают металл, который используется для изготовления станков, рельсов, ножниц, столовых приборов и т. д.
Жидкие полезные ископаемые. Одним из представителей является нефть. Например, бензин, керосин получают из нефти. Это отличное топливо для всех типов машин и самолетов.
Газообразные полезные ископаемые. Природный газ является отличным топливом. Его широко используют в промышленности, в быту и как топливо для транспорта.
загадка 1:
Посмотри на малыша -
Он выводит не спеша
Аккуратно, чисто
Буковки да числа!
Раз – два! Раз – два!
Ткет из буковок слова
И, крошась в твоей руке,
Пропадает на доске.
Дети: Мел.
Воспитатель: Откуда же он взялся?
Оказывается, давно там, где мы живём, было море, в котором было много улиток в раковинах. Время шло, улитки погибали, а их раковины падали на дно моря. Их заносило песком и илом, и раковина превращалась в мел. Люди научились добывать мел и использовать его. Очищенный мел врачи прописывают людям, чтобы у них были здоровые зубы и крепкие кости.
загадка 2:
Хоть неприметна я всегда,
Но без меня никак нельзя -
Когда варится еда,
Чтоб была она вкусна,
Меня в меру, чур бери,
Только не пересоли?
Дети: соль.
Воспитатель: Соль – это тоже полезное ископаемое, её добывают в нашем государстве.
загадка 3:
Если встретишь на дороге
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу
Дети: Глина.
Воспитатель: Глина располагается по берегам рек, в оврагах и низинах. Из глины делают кирпич, различную посуду, фарфоровые вазы.
Загадка 4
Он очень нужен детворе,
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
Дети: Песок.
Воспитатель: песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, различного цвета (жёлтый, чёрный, белый, красноватый и др.). Это продукт разрушения горных пород под воздействием солнца, воды, ветра. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тон песка используют в литейном производстве. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок имеет вид крупинок, он сыпучий.
Воспитатель: Все эти полезные ископаемые, с которыми мы познакомились находятся под землей, поэтому они относятся к подземным богатствам.
Физминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну – ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
игра «Полезные ископаемые».
(дети встают в круг, воспитатель называет полезное ископаемое: если оно жидкое, дети идут по кругу; если твердое – просто стоят, если газообразное – разбегаются)
Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в мире полезных ископаемых, но познакомились только с некоторыми из них. А вот о других богатствах нашей земли мы поговорим на другом занятии.