Марина Керимова
Беседа с родителями педагога-дефектолога «Как помочь ребёнку стать внимательным»
Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:
1) осмыслить то, что называют «вниманием» и познакомиться основными свойствами внимания;
2) изучить в ходе собрания упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания учащихся.
Ход проведения собрания.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с одним из этих процессов.
Публикация «Беседа с родителями педагога-дефектолога „Как помочь ребёнку стать внимательным“» размещена в разделах
Тема нашего разговора “ВНИМАНИЕ - как помочь ребёнку стать внимательным”.
Анализ анкет Итак: по результатам анализа анкет мы сделали вывод, что …
-Прошу Вас продолжить фразу: «Внимательный ребёнок – это…»
- Внимание может быть непроизвольным, т. е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т. е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т. е. – наличие цели, но без волевого усилия.
-Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Как вы понимаете выражения :
• концентрировать внимание – это….
• переключать внимание - это …
• распределять внимание – это…
• устойчивость внимания – это…
-Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
-Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т. е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.
Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности:
• Устойчивое, но слабо переключаемое внимание : дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
• Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
• Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы.
• Легко отвлекаемое внимание.
• Устойчивое непроизвольное внимание : дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Упражнения
-Для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.
1. Развитие концентрации внимания.
Находить и вычерчивать определённые буквы в печатном тексте; “переплетенные нити”
2. Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.
Это работать с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета, увидеть боковым зрением как можно больше предметов –справа, слева, зрительные диктанты, запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)
3. Тренировка распределения внимания :
Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).
4. Развитие навыка переключения внимания :
Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.
В качестве решения родительского собрания родители получают рекомендации.
О дефиците внимания.
Наличие у детей восьми из перечисленных 14-ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:
• Признаки гиперактивности (1,2,9,10)
• Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)
• Импульсивности (4,5,11,14)
Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из-за недисциплинированности, непослушания, из-за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям.
Советы:
В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:
1. проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
2. постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.
Рекомендации для родителей.
1. Помогите вашим детям стать внимательными.
2. Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
3. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
4. Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания».
5. Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.
6. Учите детей быть наблюдательными- умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.
7. Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
8. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей.
9. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
10. Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
Успехов, Вам, уважаемые родители!