Ольга Сутина
Беседа с родителями будущих первоклассников на тему «Виды речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды речевых нарушений
Беседа с родителями будущих первоклассников
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о видах речевых нарушений. О том, какое логопедическое заключение может быть у ребенка, который пришёл в школу.
Итак, первое из самых распространённых речевых нарушений :
Публикация «Беседа с родителями будущих первоклассников на тему „Виды речевых нарушений“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
ФНР (фонетическое недоразвитие речи) – нарушение произношения звуков. В этом случае страдает только звукопроизношение, другие стороны речи сохранны. Т. е., при данном нарушении речи, у ребенка наблюдается искаженное произношение одного или нескольких звуков (р или л, р и л, с, з и ц, ш и ж и т. д.) В этом случае ребенку необходимы занятия с учителем-логопедом по постановке правильных звуков и автоматизации их в речи.
Занятия с такими детьми проводятся 1 – 2 раза в неделю. И если родители выполняют все рекомендации логопеда, этот дефект исправляется в срок от 3-х до 6-ти месяцев. А если дома с ребенком не занимаются, к сожалению, такое бывает нередко, то работа по исправлению звукопроизношения может занимать и целый год, а то и два года.
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) :
нарушено произношение нескольких звуков (чаще всего это свистящие, шипящие, р и л в твердом и (или) мягком вариантах);
несформированы фонематические процессы, т. е. он путает звуки, близкие по звучанию (дом – том, дочка – точка, лук – люк, но сложные слова повторяет правильно, грамматических ошибок не делает (верно изменяет слова по родам, по числам, не путает падежные окончания, составляет рассказ по одной или нескольким картинкам.
При таком нарушении речи требуется работа, не только по коррекции звукопроизношения, но и по развитию фонематических процессов. Если не проводить коррекционную работу, то в дальнейшем у детей с таким нарушением могут возникнуть проблемы с письменной речью. К примеру, если ребенок не различает звуки п – б и говорит не бочка, а почка, то он так и напишет. Кроме индивидуальных, таким детям необходимы групповые занятия по коррекции письменной речи (2 раза в неделю). Они обычно начинаются со 2 класса.
ОНР (общее недоразвитие речи) - страдают все стороны речи:
Нарушено произношение нескольких групп звуков. Например, свистящие, шипящие и сонорные. Иногда - это почти все звуки родного языка.
Слишком низкий уровень развития фонематического слуха. Ребенок не различает на слух парные звуки (б – п, т – д и т. д.)
Бедный словарный запас. Многих слов ребёнок не знает, не запоминает их, не понимает их значения.
Нарушена слоговая структура. Ребенок не может повторить сложные слова: капет (пакет, кубовица (пуговица, весипед (велосипед) и т. д.
В речи много аграмматизмов – неправильное использование различных грамматических форм (число, род, падеж, неверные окончания в словосочетаниях.
Как правило, такие дети не могут составить связный рассказ по картинке или серии картинок.
Здесь уже требуется работа:
- по коррекции звукопроизношения;
- по развитию фонематических процессов;
- по обогащению словарного запаса;
- по развитию грамматического строя.
Занятия с такими учениками проводятся 2 – 3 раза в неделю. Им также, кроме индивидуальных занятий, нужны групповые. Так как все нарушения, которые присутствуют в устной речи, перейдут на письменную.