Папки-передвижки

Беседа с родителями «Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения»

Никитина Наталья.
Беседа с родителями «Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы

Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения

Обязательное условие нормального развития ребенка — его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого — навыки, необходимые не только взрослому человеку.

Публикация «Беседа с родителями „Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения“» размещена в разделах

Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены соци-альному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И, наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. И все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада, особенно в старших и подготовительных, воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей.

Человек — существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами — это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути — обучению в школе.

Чтобы правильно построить работу, направленную на улучшение внутригрупповых отношений и сплочение коллектива дошкольников, необходимо:

провести диагностику эмоциональных связей в группе;

измерить степень сплоченности/разобщенности детей;

определить эмоциональные привязанности;

выявить "социометрические позиции", т. е. определить иерархическое место того или иного ребенка в группе;

обнаружить внутригрупповые "союзы";

определить круг детей, оставшихся со стороны сверстников без внимания и уважения, которым требуются помощь и поддержка воспитателя, педагога-психолога.

Эти задачи можно решить с помощью наблюдения за поведением детей в естественных для них условиях и некоторых социометрических методик (например, методика Дж. Морено "Социометрия" и методика Н. В. Микляевой "Цветовой тест отношений").

Методика "Социометрия" позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. Методика "Цветовой тест отношений" базируется на психологической характеристике цветов и позволяет выявить уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношениях между детьми.

Чаще всего выявляются следующие проблемы:

импульсивное поведение некоторых детей в группе и неумение управлять своими эмоциями;

отсутствие в детском коллективе группировок, основанных на взаимных симпатиях;

преобладание детей с невысоким социометрическим статусом;

низкий уровень групповой сплоченности;

низкий уровень благополучия в группе.

Решению данных проблем способствуют занятия, цель занятий:

снятие напряжения в коллективе;

развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;

раскрепощение неуверенных в себе детей;

сплочение группы.

Предупреждение и профилактика вредных привычек у дошкольников

Различные психические травмы могут сопровождать ребенка с момента нахождения в утробе матери и на протяжении всей его последующей жизни (разлука с матерью, помещение в больницу, операции, падения и испуги, конфликты в семье, развод родителей и многое другое). А также родительские ошибки, как непосредственность в воспитании, крайность в восприятии своего ребенка (или слишком взрослым, или беспомощным младенцем, неумение общаться и играть с ним усугубляют невротическое состояние дошкольника и приводят к неврозу.

В конечном итоге неврозы доставляют много проблем, как ребенку, так и родителям. Эмоциональные расстройства не только ухудшают самочувствие и снижают жизненный тонус дошкольника, но и осложняют адаптацию среди сверстников в детском саду. Обычно такие дети «присутствуя, отсутствуют», не хотят посещать детский сад, находятся в изолированной или отвергаемой позиции в группе, часто болеют. Дома же они «допекают» родителей своей эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, упрямством, беспокойством и стразами.

Неврозы лечат по-разному, начиная от приема транквилизаторов и заканчивая сеансами гипноза. Между тем есть простое и эффективное средство, которое поможет не только ребенку-неврастенику, но и его измученным родителям. Это средство – игра. Правда, будучи не управляемой и не направляемой специалистом, она не поможет. Вылечить невроз получится лишь с помощью «лечебной» игры, т. е. целого комплекса игр под руководством педагога-психолога.

Лечебная игра выполняет три функции:

* диагностическую – состоит в наблюдении за спонтанной игрой детей без вмешательства родителей специалистов. После такого наблюдения проводится направленных игр (игры с мячом, «оживление игрушек», игра в кегли и т. д.); на их примере виден игровой опыт ребенка и его проблемы в познании и раскрытии себя;

* терапевтическую – заключается в преодолении страхов, торможения и беспокойства, излишнего напряжения и неуверенности при нахождении своевременного выхода из стрессовых ситуаций;

* обучающую – состоит в научении новым, более адаптивным навыкам поведения, прежде всего взаимодействию в специально создаваемых проблемных ситуациях.

В лечебной игре должно соблюдаться несколько условий. Во-первых (и это самое главное, она не должна быть в тягость ребенку, не должна восприниматься им как принуждение или обязанность. Игра становиться творческим процессом самопознания и обретения возможностей справляться с возникающими трудностями в настоящем, прошлом и будущем.

Во-вторых, ребенок не должен заранее знать, во что он будет играть. Неожиданность, непредсказуемость, новизна каждый раз создаваемой игровой ситуации провоцирует его на поиски выхода в любых вариантах игры. Таким образом пробуждает интерес к открытию себя, своих возможностей, оборачивающихся вовлеченностью и даже азартом в игре.

Другими словами, игра преподносится как интересное времяпрепровождение для ребенка, когда он может побыть и страшным персонажем, и героем, побеждающим зло, и самим собой, но уже без прежних страхов, скованности и неуверенности в себе.

Для того чтобы лучше организовать игру, имеет смысл пригласить не одну, а несколько семей, ведь в таком случае играть станет интереснее и веселее. Кроме того, ребенку, нуждающемуся в лечении, будет проще воспринимать игру так, как описано выше.

Перед проведением игр следует обговорить с взрослыми участниками некоторые негласные правила:

* нужно поддаваться ребенку для создания ситуации успеха. При этом нельзя впадать в крайности: дети очень чувствительны к фальши. То есть играть надо по-настоящему, но так, чтобы в конечном итоге выиграл ребенок;

* именно в момент победы ребенка следует завершить игру (за исключением нескольких вариантов, в которых это не требуется по сюжету, при этом нужно дружно и громко похвалить его;

* необходимо условиться, что в роли проигравшего всегда остается педагог-психолог. Причем его результаты должны быть в разы скромнее достижений ребенка.

Организация лечебных игр полезна при любых обстоятельствах независимо от того, кто их проводит. Играть можно даже в домашних условиях, но все же, когда речь идет именно о лечении, а не профилактике, проводить курс игр должен специалист (личный семейный психолог или педагог-психолог, воспитатель (учитель) в ДОУ).

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Такие разные дома», в условиях самоизоляцииБеседа с детьми старшего дошкольного возраста «Такие разные дома», в условиях самоизоляции 30 мая. День домов и домиковЦель: создание условий для закрепления знаний детей о жилище человека. Дети отгадывают загадки про дом 1. Вот.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Консультация «Как выстроить гармоничные отношения с родителями?»Консультация «Как выстроить гармоничные отношения с родителями?» Что нужно для проведения успешной работы с родителями? Совместные проекты и исследования, открытые мероприятия по итогам года, праздники,.

Консультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детейКонсультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детей В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Открытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт)Открытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт) Ведущая: Здравствуйте уважаемые. Сегодня мы рады видеть вас на церемонии открытия нового дошкольного учреждения. МКДОУ №34. Ведущая:.

Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения» Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с родителями «Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения»
Опубликовано: 14 апреля 2021 в 22:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа с родителями «Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения»» (включая файлы) размещена пользователем Никитина Наталья. (УИ 1515270) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД