Никитина Наталья.
Беседа с родителями «Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения»
▼ Скачать +Заказ
Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения
Обязательное условие нормального развития ребенка — его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого — навыки, необходимые не только взрослому человеку.
Публикация «Беседа с родителями „Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения“» размещена в разделах
Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены соци-альному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И, наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. И все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада, особенно в старших и подготовительных, воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей.
Человек — существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами — это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути — обучению в школе.
Чтобы правильно построить работу, направленную на улучшение внутригрупповых отношений и сплочение коллектива дошкольников, необходимо:
провести диагностику эмоциональных связей в группе;
измерить степень сплоченности/разобщенности детей;
определить эмоциональные привязанности;
выявить "социометрические позиции", т. е. определить иерархическое место того или иного ребенка в группе;
обнаружить внутригрупповые "союзы";
определить круг детей, оставшихся со стороны сверстников без внимания и уважения, которым требуются помощь и поддержка воспитателя, педагога-психолога.
Эти задачи можно решить с помощью наблюдения за поведением детей в естественных для них условиях и некоторых социометрических методик (например, методика Дж. Морено "Социометрия" и методика Н. В. Микляевой "Цветовой тест отношений").
Методика "Социометрия" позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. Методика "Цветовой тест отношений" базируется на психологической характеристике цветов и позволяет выявить уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношениях между детьми.
Чаще всего выявляются следующие проблемы:
импульсивное поведение некоторых детей в группе и неумение управлять своими эмоциями;
отсутствие в детском коллективе группировок, основанных на взаимных симпатиях;
преобладание детей с невысоким социометрическим статусом;
низкий уровень групповой сплоченности;
низкий уровень благополучия в группе.
Решению данных проблем способствуют занятия, цель занятий:
снятие напряжения в коллективе;
развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
раскрепощение неуверенных в себе детей;
сплочение группы.
Предупреждение и профилактика вредных привычек у дошкольников
Различные психические травмы могут сопровождать ребенка с момента нахождения в утробе матери и на протяжении всей его последующей жизни (разлука с матерью, помещение в больницу, операции, падения и испуги, конфликты в семье, развод родителей и многое другое). А также родительские ошибки, как непосредственность в воспитании, крайность в восприятии своего ребенка (или слишком взрослым, или беспомощным младенцем, неумение общаться и играть с ним усугубляют невротическое состояние дошкольника и приводят к неврозу.
В конечном итоге неврозы доставляют много проблем, как ребенку, так и родителям. Эмоциональные расстройства не только ухудшают самочувствие и снижают жизненный тонус дошкольника, но и осложняют адаптацию среди сверстников в детском саду. Обычно такие дети «присутствуя, отсутствуют», не хотят посещать детский сад, находятся в изолированной или отвергаемой позиции в группе, часто болеют. Дома же они «допекают» родителей своей эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, упрямством, беспокойством и стразами.
Неврозы лечат по-разному, начиная от приема транквилизаторов и заканчивая сеансами гипноза. Между тем есть простое и эффективное средство, которое поможет не только ребенку-неврастенику, но и его измученным родителям. Это средство – игра. Правда, будучи не управляемой и не направляемой специалистом, она не поможет. Вылечить невроз получится лишь с помощью «лечебной» игры, т. е. целого комплекса игр под руководством педагога-психолога.
Лечебная игра выполняет три функции:
* диагностическую – состоит в наблюдении за спонтанной игрой детей без вмешательства родителей специалистов. После такого наблюдения проводится направленных игр (игры с мячом, «оживление игрушек», игра в кегли и т. д.); на их примере виден игровой опыт ребенка и его проблемы в познании и раскрытии себя;
* терапевтическую – заключается в преодолении страхов, торможения и беспокойства, излишнего напряжения и неуверенности при нахождении своевременного выхода из стрессовых ситуаций;
* обучающую – состоит в научении новым, более адаптивным навыкам поведения, прежде всего взаимодействию в специально создаваемых проблемных ситуациях.
В лечебной игре должно соблюдаться несколько условий. Во-первых (и это самое главное, она не должна быть в тягость ребенку, не должна восприниматься им как принуждение или обязанность. Игра становиться творческим процессом самопознания и обретения возможностей справляться с возникающими трудностями в настоящем, прошлом и будущем.
Во-вторых, ребенок не должен заранее знать, во что он будет играть. Неожиданность, непредсказуемость, новизна каждый раз создаваемой игровой ситуации провоцирует его на поиски выхода в любых вариантах игры. Таким образом пробуждает интерес к открытию себя, своих возможностей, оборачивающихся вовлеченностью и даже азартом в игре.
Другими словами, игра преподносится как интересное времяпрепровождение для ребенка, когда он может побыть и страшным персонажем, и героем, побеждающим зло, и самим собой, но уже без прежних страхов, скованности и неуверенности в себе.
Для того чтобы лучше организовать игру, имеет смысл пригласить не одну, а несколько семей, ведь в таком случае играть станет интереснее и веселее. Кроме того, ребенку, нуждающемуся в лечении, будет проще воспринимать игру так, как описано выше.
Перед проведением игр следует обговорить с взрослыми участниками некоторые негласные правила:
* нужно поддаваться ребенку для создания ситуации успеха. При этом нельзя впадать в крайности: дети очень чувствительны к фальши. То есть играть надо по-настоящему, но так, чтобы в конечном итоге выиграл ребенок;
* именно в момент победы ребенка следует завершить игру (за исключением нескольких вариантов, в которых это не требуется по сюжету, при этом нужно дружно и громко похвалить его;
* необходимо условиться, что в роли проигравшего всегда остается педагог-психолог. Причем его результаты должны быть в разы скромнее достижений ребенка.
Организация лечебных игр полезна при любых обстоятельствах независимо от того, кто их проводит. Играть можно даже в домашних условиях, но все же, когда речь идет именно о лечении, а не профилактике, проводить курс игр должен специалист (личный семейный психолог или педагог-психолог, воспитатель (учитель) в ДОУ).