Седова Наталья Владимировна
Беседа с показом презентации «Удивительная клетка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с показом презентации на тему: "Удивительная клетка".
Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ - Центр развития ребёнка - д/с №30, город Жуковский.
Описание материала: Данная беседа с показом презентации проводилась в рамках работы детского объединения "Юные ЭКОбиологи" в двух подготовительных группах "Ромашка" и "Василек".
Цель:
Публикация «Беседа с показом презентации „Удивительная клетка“» размещена в разделах
– развивать элементарные знания дошкольников о микромире окружающей среды, посредством использования микроскопа и лупы.
Программное содержание:
- формировать представления о микроорганизмах – клетках;
- дать представление детям о том, что всё живое в природе состоит из клеток;
- закрепить знания детей о микроскопе;
- продолжать учить пользоваться микроскопом;
- учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом;
- активизировать словарь детей следующими словами и выражениями: микроскоп, объектив, окуляр, микроорганизмы, клетки, вакуоль, цитоплазма, оболочка, пластиды и т. д. ;
- развивать любознательность, внимание;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
Беседа с показом презентации о назначении микроскопа, рассматривание составных частей микроскопа, беседа о правилах пользования микроскопом, рассматривание иллюстраций с видами микроорганизмов в энциклопедиях: "Невидимый мир", "Удивительный микроскоп" и "Микромир", посадка лука на зелень.
Материалы:
Микроскоп, кожица репчатого лука, предметное и покровное стекла, чистая вода, йод, луковица, скальпель, пинцет, пластиковая пипетка.
Презентация «Удивительная клетка», индивидуальные альбомчики «Волшебное окошко в чудесный микромир», цветные карандаши.
Ход занятия:
Вос-ль: Ребята, продолжается работа нашего объединения "Юные ЭКОбиологи".
Воспитатель рассказывает детям о том, что все живые организмы на Земле состоят из клеток. Клетка - это единица строения и жизнедеятельности всех организмов. Все живые организмы состоят из множества клеток - животные, растения, грибы или из одной клетки - простейшие и бактерии.
Просмотр презентации "Удивительная клетка".
Слайд №2
КЛЕТКА ОЧЕНЬ УЖ МАЛА, ЗАТО ЖИЗНЬ НАМ ВСЕМ ДАЛА!
Клетки – основа любого живого существа. Всё живое на Земле состоит из клеток.
Деревья и цветы, грибы и невидимые глазу бактерии, животные и люди – это огромное количество клеток.
Слайд №3
Строение клетки.
Внутри клетки «кипит» самая настоящая жизнь.
Здесь есть пункт управления её работой – ядро.
Хранилища энергии – митохондрии.
Пузырьки и канальца для уборки «мусора».
Клетки заполнены жидкостью, которая напоминает желе – цитоплазмой.
Покрыта клетка тонкой пленкой – мембраной.
Слайд №4
В клетках растений есть зеленые хлоропласты и вакуоли.
Вакуоли – это особые пузырьки, которые придают лепесткам цветов синий, фиолетовый или красный цвет.
Слайд №5
Ребята, а вы знаете, почему большинство растений зеленого цвета?
Всё дело в том, что внутри клетки растений есть особые «шарики» – хлоропласты. Без них растения не смогли бы питаться.
Эти зеленые помощники под воздействием солнечного света помогают растению создавать сахар. А осенью хлоропласты разрушаются, листья теряют зеленую окраску, меняя цвет на красный, желтый или оранжевый.
Слайд №6
На каждой кухне мы без труда отыщем репчатый лук. Это очень полезный продукт, с виду обыкновенный, что кажется, что ничего особенного в нем нет.
Но давайте проведем опыт и заглянем в луковицу с помощью микроскопа.
Слайд №7
Луковица представляет собой видоизмененный подземный побег с утолщенным плоским стеблем – донцем и разросшимися листьями – чешуйками.
Чешуйки – листья служат для запасания воды и питательных веществ.
Слайд №8
В 1 год идет формирование луковицы, а во второй – из неё развивается цветущее растение, которое даёт семена.
Слайд №9
Опыт.
Всё простое и обыденное на первый взгляд – это загадочный и невероятно сложный микромир.
«Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука»
1. Приготовьте микроскоп к работе, настройте свет. Предметное и покровное стёкла протрите салфеткой. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.
2. Возьмите луковицу. Разрежьте её вдоль и снимите наружные чешуи. С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. Положите его в каплю воды на предметном стекле, расправьте.
3. Накройте покровным стеклом.
4. Приготовленный микропрепарат начните рассматривать при увеличении в 56 раз (объектив х8, окуляр х7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки.
Что наблюдаем. На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой, вакуоли, ядрышко, цитоплазма, оболочка, ядро, поры.
Слайд №10
В клетках видны круглые шарики – ядра.
Вокруг клетки имеется оболочка, которая защищает клетку от вредных микробов.
В оболочке видны разрывы – это отверстия, через которые клетки получают питание.
Наполнены клетки особым соком, большая подушечка внутри клетки – вакуоль.
Сами клетки тесно прижаты друг к другу, образуя подобие лоскутного одеяла.
Слайд №11
В альбомчиках зарисовываем строение луковицы, а в кружочке – строение клетки лука.
Физминутка
В огороде поутру погляди на грядку: (наклоны вперед – назад)
Лук зеленый на ветру делает зарядку. (потягивание вверх);
На зарядку встали вряд репа и редиска, 9ходьба на месте);
Там листочки вверх глядят, (поднять руки вверх, помахать)
Здесь – пригнулись низко. (присесть)
Практическая часть:
Далее следует практическая часть – продолжаем знакомство и работу с микроскопом.
Повторяем правила работы с микроскопом.
Рассматриваем целую луковицу, луковицу в разрезе.
ОПЫТ «Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука»
1. Приготовьте микроскоп к работе, настройте свет. Предметное и покровное стёкла протрите салфеткой. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.
2. Возьмите луковицу. Разрежьте её вдоль и снимите наружные чешуи. С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. Положите его в каплю воды на предметном стекле, расправьте.
3. Накройте покровным стеклом.
4. Приготовленный микропрепарат начните рассматривать при увеличении в 56 раз (объектив х8, окуляр х7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки.
Что наблюдаем. На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой, вакуоли, ядрышко, цитоплазма, оболочка, ядро, поры.
В индивидуальных альбомчиках: «Волшебное окошко в чудесный микромир» дети зарисовывают строение луковицы и клетку растительную клетку под микроскопом.
Вос-ль: На этом наше объединение "Юные ЭКОбиологи" заканчивает свою работу. В следующий раз мы познакомимся почвой. До новых встреч!