ирина журавлева
Беседа с детьми «Страна. в которой мы живём» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа с детьми " Страна где мы живём"
Руководитель: Журавлева И. А.
Программное содержание:
- Воспитывать у детей гражданско-патриотические чувства, любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.
- Развивать связную речь, внимание, память, мышление.
-Продолжать формировать уважительное отношение к государственным символам.
- Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.
Предварительная работа:
-Чтение произведений и стихов о Родине.
Публикация «Беседа с детьми „Страна, в которой мы живём“ в старшей группе» размещена в разделах
-Рассматривание флага и герба РФ.
-Прослушивание записей песен о Родине, гимна.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Демонстрационный материал : географическая карта, иллюстрации с изображением символов России, аудиозапись гимна РФ.
Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, вы любите путешествовать?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Это очень хорошо! А вы знаете, как называют человека, который любит путешествовать?
Дети:
Путешественник.
Воспитатель:
А как вы думаете, для чего отправляются в путешествие?
Дети:
Чтобы узнать, изучить что-то новое.
Воспитатель:
Правильно! Сегодня мы с вами должны узнать что-то новое. А на каком транспорте мы с вами можем отправиться в путь?
Дети:
На машине, самолёте, пароходе и т. д.
Воспитатель:
Сегодня мы отправимся на том транспорте, которое вы назовёте, отгадав загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
Дети:
Паровоз.
Воспитатель:
Ребята, а как выглядит поезд? Из чего он состоит?
Дети:
Из локомотива и вагонов.
Воспитатель:
А кто управляет поездом?
Дети:
Машинист.
Воспитатель:
А где едут пассажиры-путешественники?
Дети:
В вагонах.
Воспитатель:
Ребята, а как должны себя вести пассажиры в поезде? Какие правила должны соблюдать?
Дети:
В транспорте нужно вести себя достойно: не шуметь и не толкаться.
Воспитатель:
Молодцы! Правила вы знаете. Можно отправляться в путь. Сейчас я раздам по вагончику, а вы должны цветными карандашами нарисовать себя в окошке, но помним, что пассажиры должны быть вежливыми и дружелюбными по отношению друг к другу. Подумайте, с каким настроением вы отправляетесь в путь – не забудьте это отметить на своём рисунке.
(Дети рисуют.)
Воспитатель:
Послушайте стихотворение и вы узнаете, куда поедет наш поезд.
Если бы спросили у меня:
- Что дороже для тебя на свете?
Я ответила бы: «Родина моя!»
Самая родная на планете.
Что это за слово такое - Родина? Что оно означает?
Дети:
Родина – значит родная, как мать или отец.
Родина – место, где мы родились.
Родина – это страна, в которой мы живём.
Воспитатель:
Правильно, ребята! Наша Родина – это наша страна, где вы родились и растёте. А кто знает, что такое страна?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Страна – это местность, территория с границей. А где можно посмотреть территорию нашей страны? Отгадайте загадку:
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
Дети:
Географическая карта.
Воспитатель:
Молодцы! Вот карта, где изображены все страны мира. Каждая страна имеет свой цвет. Посмотрите на карту и найдите самую большую страну на ней. Каким она цветом?
Дети:
Оранжевым.
Воспитатель:
Да, ребята, это наша страна. Мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительно красивое звучное имя.
Как называется страна, где мы живём? Что вы знаете о нашей стране?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Наша страна самая большая. Чтобы её пересечь с востока на запад, надо ехать на скором поезде целую неделю, а на самолёте лететь 15 часов. Вот она, какая Россия – широкая и великая! И везде живут люди, и мы с вами тоже.
А знаете, сколько людей живёт в России? Более 140 миллионов человек. А как можно назвать всех жителей России?
Дети:
Россияне.
Воспитатель:
А девочек? А мальчиков?
Дети:
Россиянка, россиянин.
Воспитатель:
Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите нашу Родину?
Дети:
За то, что тут мы родились.
За то, что она красивая и т. д.
Воспитатель:
Все граждане России должны знать отличительные государственные символы своей страны. Сколько обязательных символов есть у каждой страны? Перечислите их?
Дети:
Это – гимн, флаг и герб.
Воспитатель:
Ребята, вы слышали когда - нибудь гимн России? Где?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Когда Россияне слышат звуки торжественной песни своей страны, т. е. гимн – они встают со своих мест. Давайте и мы послушаем свой гимн стоя.
(Звучит отрывок гимна России) Дети стоят.
Воспитатель:
Гимн звучит на крупных торжественных мероприятиях, спортивных соревнованиях при вручении наград победителям. Во время его звучания поднимают флаг и герб – символы, присущие только своему государству.
-Где можно увидеть изображения герба?
Дети:
На флагах, монетах, документах, кораблях и т. д.
Воспитатель:
Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
Дети:
На гербе изображены: двуглавый орёл золотого цвета на тёмно-красном щите.
Воспитатель:
Послушайте стихотворение:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
-Как вы думаете, почему орёл, а не другая птица?
Дети:
Потому что орёл-это смелая птица, гордая, которая летает высоко и видит всё вокруг.
Воспитатель:
А почему у орла две головы?
Дети:
Он смотрит во все стороны, а значит, не пропустит врага?
Воспитатель:
А что у орла на голове и в лапах?
Дети:
На голове – золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой – державу.
Воспитатель:
Правильно. Это символы царской власти. На что похожи его крылья?
Дети:
Они похожи на солнце.
Воспитатель:
А солнце – символ добра и справедливости. На груди у орла изображён Георгий Победоносец на коне, убивающий змея. Георгий Победоносец издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей – это символ зла.
А мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Вот и герб символизирует победу добра над злом!
А теперь послушайте стихотворение ещё об одном символе – флаге.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Посмотрите на Российский флаг. Какие цвета присутствуют на флаге? (Ответы детей)
Воспитатель:
Люди придают большое значение цветам флага. Как вы думаете, о чём нам напоминает белая полоса флага?
Дети:
Она напоминает белые берёзы, русскую белоснежную зиму, белые облака, ромашки.
Воспитатель:
О чём напоминает синяя полоса?
Дети:
Синее небо, озёра, синее море.
Воспитатель:
Какая полоса находится под синей? Что она напоминает?
Дети:
Красная полоса. Она напоминает огонь, солнце, тепло, радость.
Воспитатель:
Белый цвет – это мир и чистота, синий – небо и верность, красный – огонь и отвага. В нашей стране живут мужественные и честные люди, которые относятся друг к другу по-доброму. Радуются мирному небу, яркому солнцу. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра-танец: «Я, ты, он, она!»
Воспитатель:
Мы сейчас с вами много говорили об обязательных государственных символах нашей страны. Любой человек, находясь далеко от своего дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное. Поэтому у нас есть ещё и родные, негосударственные символы нашей Родины, страны России. Это особенные предметы, которые есть только в нашей стране. Посмотрите и назовите их.
Дети:
Лапти, самовар, берёзка, ромашка, валенки, матрёшка.
Воспитатель:
Ребята, наше путешествие подходит к концу. Вы не подскажете, как наши отдельные вагончики превратить в поезд?
(Дети зацепляют вагончики.)
У нас получился один большой красивый поезд, похожий на нашу большую страну, в которой мы живём. Как она называется?
Дети:
Россия.
Воспитатель:
Ребята, что вам больше всего нравится в нашем поезде? Почему он получился такой большой и красивый?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Если вы будете такими же дружелюбными, как вагончики нашего поезда, то у нас будет всегда большая, красивая, дружная страна, в которой мы живём.
Литература:
1. Степанов В. А. Мы живём в России. Книга стихов о нашей Родине, изд. Оникс, 2008.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, изд. Скрипторий 2003, 2008
3. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. М., ЦТЛ, 2005