Приложение МААМ

Беседа с детьми «Толерантность»

Ольга Николаевна Гетманчук
Беседа с детьми «Толерантность»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

Познакомить детей с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Дать возможность участникам занятия оценить степень своей толерантности.

Продолжать развивать способности детей адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

Публикация «Беседа с детьми „Толерантность“» размещена в разделах

Предложить детям модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как “чужие”.

Дать детям возможность оценить степень развития своей толерантности, внимания, памяти, творческого мышления.

Продолжать воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения занятия: тренинг, работа творческих групп, групповая дискуссия, сюжетно-ролевая игра.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель:

— «А кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. А что оно означает, знаете? (выслушать мнение воспитанников).

2. Контроль исходного уровня знаний.

— Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет.

— А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников).

— Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников).

— Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.

Сегодня вы узнаете, что же обозначает слово толерантность.

3. Обучающий этап.

Что такое толерантностьtolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Какое из определений вам нравится более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

– Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей, а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности.

Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека,. демократии и правопорядка…»

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Он посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости».

Толерантность — это милосердие.

Толерантность — это сострадание.

Толерантность — это уважение.

Толерантность — это доброта души.

Толерантность — это терпение.

Толерантность — это дружба.

Толерантность — это гармония в многообразии.

Толерантности способствуют : знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.

Толерантность – путь к миру и согласию.

Воспитатель:

— Так кто же нуждается в милосердии?

— Да, это дети с ограниченными возможностями – инвалиды.

- У кого есть знакомые инвалиды? Встречали ли вы инвалидов на улице? Если да, то где? Как вы думаете, сколько инвалидов на нашей планете Земля? Какие бывают инвалиды? (выслушать ответы воспитанников)

— А вы знаете что 3 декабря это всемирный день инвалидов?

— В нашем селе есть тоже люди - инвалиды.

- Как следует относиться к ним? (выслушать ответы воспитанников)

4. Самостоятельная работа.

Упражнение. Игра “Возьму с собой”.

А сейчас я бы хотел провести с вами игру: Приглашаю всех вас в путешествие на Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.

Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.

А я буду добавлять при этом “Возьму вас с собой” или “Не возьму с собой”.

Не забудьте, что палочка “волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.

Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “Беру только надежных, вежливых людей!” Наконец, кто-то из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают “волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по кругу.

Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т. к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.

Вопросы по итогам игры:

Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость.)

Какие еще толерантные качества личности вы можете назвать? (Уважение по отношению к окружающим, понимание, умение слушать и слышать, гуманность, признание прав других, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, чувство юмора и т. д.)

А какие качества личности выдают интолерантного человека? (Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность.)

Вывод: Так какими же качествами может обладать сильный человек, личность? (Толерантными).

Толерантность в семье, школе.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Воспитатель:

Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.

Дети. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах. (Приложение 1).

Воспитатель: - Подсчитайте количество баллов и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.

Упражнение. “Мой портрет в лучах солнца”

Класс разделить на несколько групп. Нарисовать в центре ватмана (листа) круг, в нем написать “Я могу”. Вокруг изобразить лучи, вдоль которых написать, что ты можешь сделать для других. При этом надо постараться, чтобы этих лучей было как можно больше. По завершении каждая команда прочитает и прокомментирует написанное.

Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому.

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Воспитатель:

- Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

- Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

Прогулке, при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация.

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация.

У вас в группе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята начали его дразнить. Твои действия?

5. Контроль достигнутого уровня знаний.

Воспитатель:

- У Н. Заболоцкого, поэта, есть такие строчки.

«Не позволяй душе лениться.

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь. И день, и ночь»

Публикации по теме:

Беседа «Лес» с детьми 4–5 летБеседа «Лес» с детьми 4–5 лет Цель: создание условий для расширения представлений у ребенка о лесе. Задачи: формировать у ребенка представление об экосистеме (лес); закрепить.

Беседа с детьми «Сирень»Беседа с детьми «Сирень» Тема "Сирень" Цель: Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием цветов. Задачи: Рассказать детям о сирени; расширять кругозор ; развивать.

Беседа с детьми «Земля — наш общий дом» Беседа с детьми:"Земля -наш общий дом!"Цель: Расширять представление о том, что Земля -общий дом для людей и всех живых существ, живущих.

Фотоотчёт о проведении совместного с библиотекой мероприятия «Толерантность — дорога к миру»Фотоотчёт о проведении совместного с библиотекой мероприятия «Толерантность — дорога к миру» В рамках районного цикла мероприятий, посвященного Дню толерантности «Научись слушать и откликаться» в нашей группе совместно с работником.

Классный час для 1 класса «Что такое толерантность»Классный час для 1 класса «Что такое толерантность» Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. Задачи: 1) Изучение понятий,.

Классный час «Толерантность — путь к миру» Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного.

Конспект занятия по ФЦКМ «Что такое толерантность?» с детьми подготовительной группыКонспект занятия по ФЦКМ «Что такое толерантность?» с детьми подготовительной группы К Международному дню толерантности. Конспект занятия по ФЦКМ "Что такое толерантность?" с детьми подготовительной группы. Цель: дать детям.

НОД «Путешествие в страну Толерантность» в подготовительной группеНОД «Путешествие в страну Толерантность» в подготовительной группе НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну Толерантность»Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», воспитание гуманности.

Родительское собрание «Толерантность в развитии конфликтов» в подготовительной группе Время проведения: на усмотрение воспитателя. Форма проведения: игра – тренинг. Продолжительность: 1 – 1,5 часа. Цель: ознакомить родителей.

Беседа с детьми о пожаре в КемеровоБеседа с детьми о пожаре в Кемерово Эта ужасная трагедия коснулась всей России. 25 Марта 2018-Ужасный пожар в Кемерово. Когда мои воспитанники пришли в садик, многие в эмоциях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с детьми «Толерантность»
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 09:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа с детьми «Толерантность»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаевна Гетманчук (УИ 531279) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД