Татьяна Владимировна Воропай
Беседа «Ребенок и природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа : «Ребенок и природа».
Формирование у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, обнять дерево.
Публикация «Беседа „Ребенок и природа“» размещена в разделах
Природа — удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир, трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.
Маленький ребенок очень тесно связан с природой. Поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства, воспитывать в детях любовь к природе, учить понимать и беречь ее. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Рассматривая с детьми цветы,траву,листья, необходимо обращать внимание на их красоту, нежность, учить любоваться ими.
При контактах с животными и растениями у детей развивается кругозор, интеллект, эмоциональная отзывчивость и жизнерадостность, их внутренний мир наполняется новыми красками и впечатлениями. С самого раннего возраста нужно начинать развивать у малыша гуманное отношение к окружающему миру. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Ребенок сломал ветку дерева, сорвал растение, раздавил жука. Так ли это безобидно, как может показаться на первый взгляд?
Бережное отношение к окружающему миру нужно развивать так же, как умение читать и писать. В каждом маленьком поступке заключается следствие, которое потом формируется в привычку и характер. Конечно, если ребенок растоптал одного червяка, он не вырастет грубым и жестоким, но оставленные без внимания такие поступки формируют холодность и безучастность. Дети совершают жестокие, а иногда и бессердечные поступки по отношению к живым существам по одной из двух причин: из любопытства или от непонимания последствий своих поступков.
Задача взрослого удовлетворить интерес ребенка, познакомив с миром природы и раскрыв его тайны и загадки, объяснив при этом ребенку последствия его поступков. Показать, что по отношению к миру животных и растений он занимает позицию более сильной стороны и поэтому должен этот мир беречь и заботиться о нем. Например, сказать: «Животному больно, как и тебе, оно двигается, питается, дышит – так же, как и ты». Для дошкольников очень важна наглядность. Необходимо на примерах показать, что растения беззащитны. Поврежденное или сломанное растение не может больше расти и развиваться, оно гибнет, ему больно, даже если оно не плачет. Предложите дошкольникам сравнить размер своей ладошки с каким-нибудь насекомым. Даже малыш против муравья или бабочки - великан, поэтому может нанести им вред.
Дошкольник не может адекватно оценить свои действия. Он ориентируется на мнения и оценки окружающих: «так делать нельзя», «это плохо и не хорошо». Но не всегда понятно, почему именно «нельзя», а из-за чего «не хорошо». При этом важно помнить, что одних только знаний недостаточно. Детей необходимо включать в посильную для них практическую деятельность по взаимодействию с представителями природы. На деле это сводится к созданию ситуаций, когда ребенок получает удовлетворение от того, что кому-то реально помог. Для него таким слабым, нуждающимся, может быть только животное или растение.
Покажите на примере комнатных растений, что происходит с ними, если на какое-то время забыть про полив. С детьми постарше можно наблюдать рост и цветений растений, фиксируя внимание на том, что растение живое, растет.
Очень полезно рассказать детям о той невидимой пользе, которую приносят насекомые и растения. «Что полезного для меня делает этот червяк?» - рассуждает малыш. Для этого существует такой прием, как «Письмо от животного». Такие письма пишутся от имени животного или насекомого, в котором отправитель рассказывает, почему с ним можно дружить, какой он хороший и приносит человеку пользу, объясняет особенности своего внешнего вида. Например, дождевой червяк скользкий и длинный, потому что так удобнее ползать под землей, а польза его заключается в рыхлении почвы. Жуки уничтожают вредителей леса, а некоторые из них производят шелк, лягушки же поедают назойливых комаров и мух.
В энциклопедиях и специальных передачах, подобранных в соответствии с возрастом ребенка он сможет узнать много нового и интересного о знакомых ему животных и растениях. Эти знания меняют отношения к жукам, червякам и ромашкам, а также расширяют кругозор ребенка и развивают его интеллект.
Экологическое воспитание и образование детей — очень актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.