Екатерина Степаненко
Беседа-практикум «День воды и чистоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа-практикум
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Тема: «День воды и чистоты».
Форма работы: беседа-практикум.
Воспитатель:
Ищенко Е. Е,
вторая реабилитационная группа
Целевая аудитория: несовершеннолетние 7 – 13 лет.
Публикация «Беседа-практикум „День воды и чистоты“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- День воды, 22 марта
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Форма и методы работы: приветствие, чтение стихотворения, рассказ, ответ на вопрос, отгадывание загадок, конкурс, рассказ, чтение и обсуждение письма, практическая работа.
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи:
1. Формирование экологических знаний о значении воды.
2. Развитие творческих способностей детей, наблюдательности.
3. Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды.
4. Расширить знания воспитанников о веществе, широко распространенном в природе, показать значение воды для жизни на Земле, обратить внимание на необходимость бережного отношения к воде и её охране.
Ожидаемый результат: понимание воспитанниками необходимости и значимости воды для всего живого на Земле, бережное отношение к природе.
Оборудование: банки, колпачки, вода, минеральная вода, апельсиновая вода, пластиковые стаканы, блюдце, салфетка, фломастеры, емкость с водой, грамоты.
План.
1. Начало занятия – приветствие «Здравствуй!».
2. Вводная часть – чтение стихотворения о воде, рассказ воспитателя.
3. Основная часть – путешествие по Заводям: чтение стихотворения, ответ на вопрос, отгадывание загадок, рассказ воспитателя, конкурсы, чтение и обсуждение письма, практическая работа, отгадывание стихов-загадок о воде.
4. Заключительная часть – подведение итогов, награждение победителей, рефлексия.
День воды и чистоты.
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи: 1. Формирование экологических знаний о значении воды.
2. Развитие творческих способностей детей, наблюдательности.
3. Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды.
4. Расширить знания воспитанников о веществе, широко распространенном в природе, показать значение воды для жизни на Земле, обратить внимание на необходимость бережного отношения к воде и её охране.
Оборудование: банки, колпачки, вода, минеральная вода, апельсиновая вода, пластиковые стаканы, блюдце, салфетка, фломастеры, емкость с водой, грамоты.
Ход занятия.
1. Начало занятия.
Воспитатель:
-Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка - земля,
Здравствуйте, мои друзья.
- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите соседу своего солнечного друга. Пожелайте друг другу здоровья и хорошего настроения.
2. Вводная часть.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
Воспитатель: Сегодня мы с вами постараемся раскрыть многие тайны и узнаем много интересного о воде. Вы будете путешествовать как ручейки, перенося драгоценную воду в стаканчиках. В тихих заводях вас ждут вопросы, задания, загадки о воде. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получит в награду 1 колпачок чистой воды. По количеству собранной и сохранённой (берегите каждую каплю) воды будут проводиться итоги игры. Вас ждут заводи: “Опытная”, “Дегустационная”, “Песенная” и др. Итак, в путь “ручейки”! Быстрой вам воды!
3. Основная часть.
1. Заводь “Опытная” .
Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.
Воспитатель: Вода – это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь. Итак, первые вопросы о воде. Будьте внимательны!
1. Может ли вода двигаться вверх? (Может. Опыт с водой: налили немного воды на блюдце и поднесли салфетку. Для красоты на салфетке фломастерами нарисовали радужные точки. И вода быстро стала подниматься вверх по салфетке, превращая ее из скучно-бело-бумажной в радужно-веселую).
2. Почему вода в море солёная? (Дело в том, что реки вымывают из почвы, содержащиеся в ней минеральные соли, и по крупинкам несут их в море. За долгие годы и тысячелетия соли в море становится все больше и больше. Она никуда из моря не уходит. В то время как вода, испаряясь, превращается в облака. Потом она снова проливается на землю в виде дождя, наполняя реки и снова возвращаясь в море, добавляя в него еще чуточку соли).
3. На поверхности планеты Земля вода занимает:
А) 50 %
Б) 29%
В) 71% (выберите правильный ответ)
Запишите правильный ответ на листочках.
А знаете ли вы:
1. Какая вода на вкус?
2. Какой у воды запах? (посмотреть, понюхать)
3. Будет ли ложка видна в стакане с молоком?
4. Что произойдёт с сахаром, если его размешать в воде?
5. Что произойдёт, если воду вскипятить?
6. Что произойдёт, если воду вынести на холод?
Ответы:
вода без вкуса;
вода без запаха;
вода прозрачная;
вода растворитель;
пар;
лёд.
2. Заводь “Загадочная”
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинки)
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)
Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)
Ног нет, а идёт? По кустам развешан (Cнег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …
(Лёд)
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
(Река)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде.
(Волны)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт?
(Водопад)
Кругом вода,
А с питьём беда.
(Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеёк)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём.
(Роса)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прорубь)
Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
(Болото)
Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся по лучше
От дырявой …
(тучи)
– Вода – важнейшая составляющая жизни на нашей планете. Мы в состоянии обходиться без пищи в течение нескольких недель, а вот без воды не проживем и нескольких дней. Вода – самая обильная из земных стихий. Покрывает она более 70% земной поверхности. Наша планета – планета океанов. Самый Большой – Тихий, затем Атлантический,
Индийский и Северный Ледовитый. Три четверти поверхности земли заняты морями и океанами. Если разлить это количество равномерно по всей планете, то образуется слой толщиной почти в три километра.
Как вы думаете, много ли пресной воды на Земле? Вот два одинаковых сосуда. Один полон воды. Представьте, что это вся вода, которая имеется на земном шаре. А теперь отлейте в другой сосуд столько воды, чтобы показать запасы пресной воды на Земле, пригодной для питья. Сколько её по вашему мнению? (Показ воспитателем, как это соотношение выглядит на самом деле. 97% всей воды приходится на долю океанов. Она не пригодна для питья и промышленного использования. И только эти 3% можно использовать человек для своих нужд). Вода – важнейшее условие для существования не только человека, но и жизни животных и растений.
3.“Весёлые ручейки” (конкурсы)
-Пройти со стаканом, полным воды, на голове по определённому маршруту, не расплескав воду.
- Выпить воду:
а) когда стакан зажимают между мизинцем и указательным пальцем одной руки.
б) когда стакан поднимается вверх и с высоты вытянутой руки вода льётся прямо в рот.
Сначала пробуют выполнить конкурс по одному человеку от каждой команды. Потом интересно становится всем и желающих попробовать намного больше становиться.
4.“Вода и человек”.
Человеческий организм состоит из воды на :
А) 20%
Б) 50%
В) 70% (выбирают правильный ответ)
Назовите главные причины нехватки пресной воды на земле :
а) её отсутствие;
б) её загрязнение;
5.“Охранная”.
Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и тратят её по пустякам.
Сегодня утром мы получили письмо от некогда большой, бурлящей и полноводной реки. (“Жалобы реки” (отрывок) Роберт Бернс).
Здравствуй, человек!
Во мне остался только ил.
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил,
Остановил потоки.
Живая быстрая форель
В стремительном полёте
Обречена попасть на мель,
Барахтаться в болоте.
Увы, ничем я не могу
Помочь своей форели
Она лежит на берегу
И дышит еле-еле.
Давно ли я грозных скал
Бурлила и ревела
И водопад мой бушевал,
Вскипая пеной белой.
Прошу, припав к твоим ногам,
Во имя прежней славы.
Ты посади по берегам
Кусты, деревья, травы.
Когда придёшь под сень ветвей
Плеснёт играя рыба
И благородный соловей
Тебе споёт спасибо.
Пускай прохожего ольха
Манит своей прохладой,
А дуб укроет пастуха
От ливня и от града.
Пусть ёлки тянутся ко мне
Своей зубчатой тенью
И видят в ясной глубине
Верхушек отраженье.
Пускай берёз листва звенит
На каменных утёсах
И мой боярышник хранит
Певцов звонкоголосых.
– Огромно количество воды, велики ее запасы. Так ли нужно беречь воду?
– На нашей огромной планете проживает более 9 млн. людей. И каждый из них использует воду. Куда уходит вода? (заслушиваются мнения детей)
– А знаете ли вы, что:
За последние 60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз.
На чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытьё посуды – 91 литр.
Один человек ежедневно использует 230 л воды, а за год выпивает 1 тонну воды.
После 10-минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день?
Для того чтобы изготовить рубашку, надетую на Саше, израсходовали 500 л воды, на Димины брюки пошло 600 л воды, на Анину кофту – 900 л.
На завтрак, состоящий из каши и бутерброда с маслом, затрачено около 800 л воды.
В Европе вода давно стала товаром народного потребления. Литровая бутылка воды стоит в магазине больше 40 рублей.
Воспитатель: Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам (оформить их в виде листовок).
Каждая команды получает листок с заданием.
6.“Дегустационная” заводь.
Определить вкус воды.
На стол у каждой команды выставлены три бокала с водой. Дети, попробовав, должны определить вкус воды.
Были представлены виды (простая вода, апельсиновая, минеральная).
7.“Песенная” заводь.
Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд. Вот об этом, обо всём дружно мы сейчас споём. За 5 минут команда должна вспомнить как можно больше песен о воде, реке, озере, море, дожде, тумане, радуге …
Воспитатель (читает стихи – загадки о воде).
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А в сущности только… (вода)
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
И все это – только (вода)
В бирюзовой дали исчезая,
Лебедями плывут облака;
Вот туча идет грозовая,
А в сущности только (вода)
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
Как пухом, зимой одевает
Снег белый родные поля,
Но время придет - все растает
И будет простая (вода).
4. Заключительная часть. Рефлексия.
Подводятся итоги по каждому конкурсу для команд. (Дети сами следят за тем, чтобы в их банку не забыли влить колпачок воды). Награждаются победители.