Александра Царёва
Конспект беседы «Поговорим о доброте»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ
Цель: обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я».
1. Взрослый предлагает поиграть в игру «Угадай настроение по рисунку».
Для этого дети выставляют свои рисунки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.
Вопросы:
— Какое настроение у мальчика?
— Похож ли он на рассерженного?
Публикация «Конспект беседы „Поговорим о доброте“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
— А как вы догадались, что он сердит?
— Какое настроение у девочки?
— Почему у девочки хорошее настроение?
— А как вы определили, что у девочки веселое настроение?
— А как чувствуете себя вы?
2. Упражнение «Помоги волшебнику».
Взрослый обращает внимание детей на то, что злой волшебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые детям хорошо знакомы — об игрушках, с которыми он иногда любит играть.
1) Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался Зайка,
Со скамейки слезть не мог.
Весь до ниточки промок.
2) Уронили Мишку на пол,
3) Оторвали Мишке лапу —
4) Все равно его не брошу,
5) Потому что он хороший.
(А. Барто)
У волшебника есть фотографии трех девочек. Он хотел разобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторвала лапу Мишке, а какая очень жалеет и Мишку, и Зайку:
— Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!
Взрослый предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику.
( Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым.)
— Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)
— Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?
Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками:
— Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.
— А эта девочка любит драться, обижать других, она оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.
— А эта девочка добрая — всех жалеет.
3. Упражнение «Выручи из беды».
Взрослый предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Зайку и Мишку.
Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Взрослый обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого лица заменяется соответствующим.) Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды его любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сделать им что-нибудь приятное.
Звучит сказочная музыка, и волшебник дарит детям сказку о птицах:
Сказка о птицах
Давно-давно, в стародавние времена, в Вековечном Лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дупле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. А деревьев в том лесу было неисчислимое множество. Удивительно красивые песни распевали лесные птахи: звон, свист, трели, гомон стояли в Вековечном Лесу. И казалось, что жить бы птицам да радоваться. Но не тут-то было.
Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все птицы: и дрозды, и снегири, и зяблики, и сороки — все были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековечный Лес и дети по грибы да ягоды, и странники проходили своей дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Вековечном Лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, когда кто-то на других не похож!
Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю жизни на Земле — мудрому Солнцу: «О великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!»
Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный Лес, разобраться и навести там порядок, потому что без Радости — какая жизнь!
Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семицветном плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: «Я помогу вам!» Птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц. Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному оперению, потому что подарила Радуга: снегирям — красные перышки, горихвосткам да зябликам — оранжевые, щеглам да иволгам — желтые, зеленушкам — зеленые, а зимородкам — голубые, сойкам — синие, голубям и горлицам — фиолетовые перышки. И стало в Вековечном Лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость. Вот такая сказка.
По окончании сказки волшебник говорит детям:
— Я сам того не заметил, как в моей душе поселилась Радость. Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли мне избавиться от злости. Если вдруг я буду злиться, то постараюсь избавиться поскорее от злости. Я запомнил несколько хороших способов: станцевать буйный танец; потопать ногами;
рассказать о своих переживаниях. Но сейчас я могу поделиться радостью: у меня теперь много друзей — это вы, ребята! Вы такие добрые! Взрослый знакомит детей и волшебников с народной мудростью: «Добрый человек добру учит».
3. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Старик сажал яблони». Старик сажал яблони. Ему сказали:
— Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки. Старик сказал:
— Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
По окончании рассказа взрослый обращается к детям с вопросами:
— Как можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным.)
— Что доброго вы делали другим людям?
— Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, умиление, восторг, счастье и т. п.)
Взрослый подводит детей к понятию «добро» : «Доброта — это отзывчивость, дружеское отношение к людям, это все хорошее и полезное». — С чем можно сравнить добро?
(С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цветами, мамой.)
Волшебники обращают внимание на общее настроение группы: оно очень хорошее, радостное — и предлагают повеселиться вместе.
Игра «Чунга-чанга»
Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова — маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были надеты одинаковые пестрые юбочки, на руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее бусы, в волосах красивые перья. С веселой улыбкой они пританцовывали под музыку В. Ша-инского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и напевали:
Чудо-остров, чудо-остров,
Жить на нем легко и просто,
Жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга.
4. Упражнение «Рисуем музыку».
Детям предлагается послушать спокойную, мягкую музыку и «нарисовать» ее. Волшебники дарят детям на память тарелочку с яблочком, которые будут помогать им в трудных ситуациях и знакомить с новыми друзьями.