Оксана Савичева
Беседа о русской избе в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта : печь, прялка, посуда, сундук и т. д. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами «ухват», «чугунок», «прялка» и т. д. Знакомить с народными умельцами, с одним из видов народного творчества- павлопосадской росписью платков; учить составлять узор на разных материалах, красиво располагать его элементы, сочетать цвета; показать бережное отношение предков к природе.
Публикация «Беседа о русской избе в средней группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная работа.
Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах, с изображением деревянных строений, деревенских изб, теремов. Беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилищ-изб и изготовление домашней утвари. Знакомство с разными видами росписи, расматривание павлопосадских шалей, платков.
Мероприятие начинается с мини театрализации. Воспитатель появляется в народном костюме-сарафан, кокошник или платок. Читает фрагмент из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица».
1. У московских древних вод
Поселяется народ.
Поселялись люди редко
На реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков
Появились тут весной.
Толь в ладьях они приплыли.
Толь верхами. Толь пешком.
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: «Места много,
Есть, что есть и есть, что пить!»
Помолились люди богу.
Стали строиться да жить.
2. Беседа-разминка : «А знаете ли вы?»
- Как называется наша страна?
- Какой город является столицей нашей Родины?
3. Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.
Горница у меня не большая,
Да красивая какая!
Тёплый дух идёт от печки,
А в углу сундук стоит.
Много он добра хранит.
Дети рассаживаются по лавкам. Хозяйка знакомит их с избой, с предметами старины: прялкой, печью, сундуком, посудой.
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Будешь хорошо прясть- хорошо оденешься.
Хорошо прядётся- весело поётся.
4. Рассказ воспитателя.
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка- электричества тогда ещё не было, девушки пряли и пели песни.
Прослушивание русской народной песни «Пряха»
5. Отгадывание загадок.
Летом спит,
Зимой горит-
Пасть открывает,
Что дают глотает. Печь
Бабушка седа, бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Про бабушку забывают. Печь
В каждой избе была печь-печка-матушка, печка-кормилица. Она не только обогревала, но и кормила, и лечила людей. Были в избе горшки. Чугунки и ухваты.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит-отдаёт,
А сам в угол идёт. Ухват
В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Хозяйка избы подводит детей к сундуку, который «много добра хранит». Раньше в деревнях шкафов не было. Их заменял сундук. В нём хранили вещи, Демонстрирует детям рушники, скатерти, салфетки, шали, платки. Дети любуются, девочки примеряют платки.
6. Воспитатель напоминает детям, что существуют разные вещи народного декоративно-прикладного искусства, отличает особенности узора: крупные и мелкие цветы, листья, травинки.
Мастера и умельцы изображали на своих изделиях цветы, красивые листья. Так как деревня были окружены лесами. Наши предки их любили, ценили красоту природы, переносили её на свои изделия.
7. Итог занятия.
- Понравилось ли вам сегодня наша беседа?
- Чем она вам понравилась?
Расскажите, пожалуйста, с чем вас сегодня познакомила хозяйка «русской избы».