Людмила Сыстерова
Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста «Правила поведения в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа на тему:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: продолжать формировать у детей обобщённое представление о лесе, как доме растений и животных, которые находятся в тесных связях между собой.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста „Правила поведения в лесу“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Правила поведения в лесу. Конспекты занятий
- Правила поведения в природе
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Уточнить знания детей о правилах поведения в лесу, учить осознанно их применять. Дать знания о недопустимости разрушения взаимосвязей между растениями и животным миром.
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение ко всему тому, что в нём живет, растёт.
Материал. Картины с изображением леса, схематичные рисунки правил поведения в лесу. Музыка с записью голосов птиц; игрушка Вороны.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель- Дети, мы недавно получили письмо от Старика-лесовичка. Вспомните, что он написал в конце письма?
- Правильно. Старичок-Лесовичок приглашает в гости только тех ребяток, которые хорошо знают правила поведения в лесу и выполняют их. Давайте вспомним правила поведения, а с некоторыми познакомимся вновь.
Воспитатель- Сейчас мы с вами отправимся в лес. Я попробую взмахнуть волшебной палочкой, а вы в это время закроете глаза (пока у детей закрыты глаза, вешаю картины, включаю музыку).
Ворона- Каррр! Каррр! Добрый день! Прислушайтесь к моим советам: -Карр! Карр!
…Пожалуйста. Не кричите и не шумите в лесу. Не рвите цветы, не ломайте ветки. Не пугайте – не обижайте лесных жителей. И тогда лес откроет вам все свои тайны – чудеса! - Каррр! Каррр!
Воспитатель- Вот мы и в лесу. На лесной полянке воздух свежий, кругом высокие деревья и кусты, поют птицы. Дети, а каких птиц по голосам вы узнаёте? (Синичку, воробья,)
- А какие здесь красивые цветы! Что мы будем делать? (Полюбуемся). Почему не будем срывать цветы?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвём цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Воспитатель-Цветок, выросший на поляне, находится у себя дома. К нему прилетают бабочки, пчёлы, шмели. Они питаются нектаром и опыляют растения. После цветения появятся семена, попадут в землю и из них вырастут новые цветы. Можем ли мы сорвать цветок только для того, чтобы полюбоваться им? Конечно, нет! Для букетов люди специально выращивают садовые цветы.
- Мы вспомнили одно из правил поведения в лесу, но правил много. Я их нарисовала, чтобы вам легче было запомнить. Посмотрите на эту картину (на руки: рушит цветы, поставлен знак, все другие правила изображены аналогично)
- Назовите правило.
- Постояли мы на лесной поляне, полюбовались цветами и дальше пошли. Вдруг. Увидели гриб – мухомор, а вы знаете – он ядовитый. Как поступить? – Пройдёте мимо или собьёте ногой, растопчите?
Объясните, почему нельзя сбивать в лесу несъедобные грибы?
Воспитатель- Правильно, грибы служат для зверей – лекарством и пищей, грибы украшают лес: среди картинок – схем Юля найди правило о лесных грибах.
- Прошли мы мимо мухомора, идём дальше и вдруг видим на земле у старых ёлочек чей-то домик из иголок. Что это за колючий домик и кто в нём живёт?
- Верно. Ребята, это ёжик, а кто же с ним по соседству?
- Интересно посмотреть, что делают муравьи в своём муравейнике?
- Рядом с муравейником лежит палка. Может, возьмём её и разворошим муравейник? Обойдём муравейник, чтобы его не разрушить и подумаем, для чего нужны муравьи в лесу? Почему муравья называют санитаром леса?
Воспитатель- Дети, вспомните, а кто на Земле сильнее всех? Конечно, это обычный маленький муравей. Он переносит тяжести в 10 раз больше своего веса. И вообще, муравьи удивительные создания. Живут они, как видим, большой семьей в муравейнике, который растёт вместе с семьёй и строится всегда с запасом.
Но муравейник – это только небольшая видимая часть муравьиного дома. Большая часть его под землёй на глубине. Здесь есть и вентиляция, и хранилища, и детские комнаты, и даже кухни! У каждого муравья свои обязанности. Есть муравьи – строители, муравьи – солдаты. Муравьи – няньки. Есть даже муравьи – «живые бочки» для хранения корма, которые ничего не делают и даже не двигаются. Прожить муравей может до 25 лет. А любимое их лакомство – семена различных деревьев и трав.
- Посмотрите внимательно и найдите среди картинок правило о муравьях.
Физминутка «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес
Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес!
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.
Все открой, не утаи.
Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем
Ты же видишь –Мы свои
Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.
Воспитатель - Мы продолжаем свой путь по лесу, слушаем пение птиц. Я вижу на ветках дерева птичье гнездо, оно совсем близко, даже видны птичьи яйца в нём. Побежим к гнезду! Может возьмём яйца? Они красивые, голубенькие в крапинку. А вот ещё гнездо, в нем голые птенчики. Наверно. Замёрзли. Подержим в руках. Погреем, и опять положим. Можно ли так поступать?
- Конечно, дети, нельзя подходить близко к гнёздам. Птицы – родители не бросили птенцов, они испугались нас и летают где-то поблизости. Как только мы уйдём, они подлетят к гнезду, согреют и накормят птенцов.
Найдите рисунок с правилами о птичьих гнёздах и послушайте стихотворение:
Гнездо на ветке – птичий дом,
Вчера птенец родился в нём.
Ты птичий дом не разоряй
И ни кому не позволяй!
- Дети, а вы заметили, что мы всё время идём по тропинке. Можно ли в лесу ходить и бегать по траве? Найдите правило, в котором говорится, что в лесу нужно ходить по тропинке. Почему?
- Правильно, потому что в траве живут много насекомых. Мы можем их раздавить. А некоторые птицы делают гнёзда на земле в высокой траве, мы можем наступить на гнездо.
Вот на цветок села бабочка. Поймаем её и рассмотрим, какие красивые у неё крылья. У кого-нибудь есть сачок, ловите скорее!
Можно ли так поступать? Для чего нужны в лесу бабочки, жуки, стрекоз шмели? (Насекомые опыляют цветы, украшают природу; насекомые – корм для птиц, лягушек, жаб, ежей). Внимательно рассмотрите картинку с правилами. О чём она говорит? (Не надо в лес ходить с сачками, не нужно ловить насекомых).
Воспитатель - Пойдёмте дальше по тропинке, что мы видим? (Паук, натянул свои сети между кустами).
- Дети, а разве паук нужен в лесу? Посмотрите на правилами.
- Почему нельзя, рвать паутину? (Пауки полезные насекомые, они едят тлей, комаров, мух). Не будем сбивать паутинку, пусть паук подкарауливает свою добычу.
Воспитатель - Дети, как вы думаете, зачем нужны правила поведения в лесу? Почему Старичок- лесовичок приглашает в лес только тех ребят, которые знают правила? Что случится, если люди не будут выполнять правила?
- Исчезнут цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья. Разбегутся звери. Лес будет скучным, унылым и не красивым. А лес добрый. Он дарит нам грибы, ягоды, лекарственные травы, орехи и много-много всего другого.
-Учитесь слушать лес, видеть его чудеса. И будьте добрыми ко всему тому, что в нём живёт – растёт.
- Ребятки, те правила, которые научились выполнять вы, научите их выполнять своих товарищей, малышей и даже взрослых.
- Вот и закончилась наша прогулка в лес, попробуем закрыть глаза и тогда Старичок – лесовичок вернёт нас в детский сад.