Ирина Витальевна
Бережное отношение к своему здоровью — одна из основных задач в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ценность здоровья - это уникальное свойство человека иметь наивысшее и абсолютное значение для него, семьи, общества, государства, обеспечивающее их культуру на основе осмысления биологических, социальных, экономических, эстетических, этических, этнических и религиозных отношений (И. В. Вершинина)
Здоровье как ценность определяет диапазон возможностей, способностей, склонностей человека, направленность его личности. Здоровье - важнейший компонент человеческого счастья, неотъемлемое право человеческой личности, одно из ведущих условий успешного анатомо-физиологического, психосоциального и духовно-нравственного развития отдельного индивида и общества в целом.
Публикация «Бережное отношение к своему здоровью — одна из основных задач в воспитании детей» размещена в разделах
Исторический анализ проблемы воспитания здорового ребенка показал, что данный вопрос являлся приоритетным с древнейших времен и не потерял актуальности в настоящее время. Выдающиеся зарубежные (И. Б. Базедов, Я. А. Коменский, Дж. Локк, М. Монтень, Ф. Рабле, Ж. -Ж. Руссо и др.) и отечественные (Е. А. Аркин, В. М. Бехтерев, С. И. Гессен, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.) педагоги утверждали необходимость сохранения и укрепления здоровья, выделяли условия, принципы и средства формирования здорового подрастающего поколения. Анализ философской, психолого-педагогической, социологической и медицинской литературы показывает многообразие представлений ученых о сущностной характеристике здоровья. Термин «здоровье» понимался и понимается учеными с различных позиций. Н. А. Амосов, Г. Гегель и др. описывали его с анатомо-физиологической стороны; А. Маслоу, Б. Н. Чумаков и др. в своих исследованиях рассматривали социальное и психическое здоровье; Е. Г. Жук, Ю. П. Лисицын, А. Я. Иванюшкин и др. определяли здоровье интегрировано, с учетом биологической, психологической и социальной составляющих. Обобщенное определение представлено в 1948 году Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) : «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В этом контексте категория «здоровье» означает «ведущий к гармонии человека с самим собой и внешним миром». Эта гармония все больше нарушается из-за глубоких изменений духовно-нравственных устоев общества, которые на протяжении длительного времени обеспечивали устойчивое состояние организма людей и их выживание. Чрезмерная индустрия потребления, агрессивность развлечений, а также искаженные представления о материальном благополучии в корне изменили образ жизни подрастающего поколения (Н. А. Агаджанян, 2003; Р. И. Айзман, В. М. Ширшова, 2002; А. И. Антонов, 1994, Н. М. Амосов, 2003; Д. Д. Венедиктов, Б. М. Чекнев, 2000; В. П. Казначеев, 2001; Ю. П. Лисицин, 2001; Б. Г. Юдин, 2001).
За последнее время наблюдается ухудшение состояния общественного здоровья населения страны. По материалам исследователей и статистическим данным наиболее распространенными заболеваниями людей являются сердечно-сосудистые, легочно-бронхиальные, а также болезни органов пищеварения и выделения. Одновременно с этим четко проявляется тенденция увеличения количества наследственных и хронических заболеваний.
Среди молодежи получило широкое распространение употребление наркотических и токсических веществ, а также алкогольных напитков и табачных изделий. Обозначенные выше тенденции во многом обусловлены потерей молодыми людьми ощущения смысла происходящего. Они нe имеют при этом необходимых знаний и жизненного опыта, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, усвоить оптимальные ноpмы жизни, основанные на осознании ценностей здоровья. Искаженные представления о материальном благополучии расшатали нравственные устои общества, что повлияло на снижение качества здоровья и изменение представлений о нем как высочайшей ценности, выработанной человеческой цивилизацией на протяжении длительного времени.
В создавшейся ситуации возникла объективная необходимость в формировании у подрастающего поколения ответственного отношения к организму на основе осмысления различных ценностей здоровья. Это позволило бы ему в полной мере реализовать свои потребности и обеспечить оптимальный стиль поведения.
Существенное значение в формировании здоровья человека принадлежит образу жизни. Под образом жизни понимается совокупность внешних факторов, воздействующих на человека в течение его жизни, и собственная творческая деятельность индивида. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» тесно связаны между собой. Здоровье - это следствие и результат здорового образа жизни, являющегося доминирующим фактором, определяющим состояние здоровья человека (И. И. Брехман, В. В. Колбанов, Ю. П. Лисицин, В. В. Марков, Б. Н. Чумаков и др.).
Здоровый образ жизни следует понимать как целостный способ жизнедеятельности людей, направленный на формирование у них гармонического триединства в процессе выполнения биологических, психических и социальных функций, обусловливающих в дальнейшем возможность полноценного участия человека в различных сферах общественной жизни. Однако представление о здоровье и здоровом образе жизни всецело зависит от реального участия человека в процессе сохранения и укрепления здоровья. Ряд ученых особую роль в процессе укрепления здоровья подрастающего поколения отводят двигательной активности, подвижности человека как важнейшей предпосылке жизненного счастья и долголетия (Е. Н. Богоявленский, Ю. Ф. Змановский, Н. Н Кузьмин, В. Я. Лыкова, В. И. Мамчуренко, Г. Б. Сафронова, М. В. Шимановская и др.). Другие считают, что сбалансированное питание и разумное голодание - это путь к здоровью и успеху (А. Н. Кокосов, Е. Н. Лаптева, Ю. С. Николаев, Е. Н. Нилов, В. Г. Черкасов и др.). Многие ученые утверждают, что основой здоровьяя детей и подростков является тренированность, выносливость организма, поэтому необходимо укреплять его путем закаливания (В. В. Горбунов, Е. П. Гук, А. П. Лаптев, В. П. Празников, С. А. Полиевский и др.).
В настоящее время в педагогической практике наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования к образованию, ориентированному на личностные особенности и способности каждого индивида, а также на уровень его здоровья.
В условиях интенсивного преобразования общества, в том числе и сферы образования, все большую значимость и актуальность приобретает потребность в физиологически, физически и психически здоровом подрастающем поколении, в формировании полноценных членов человеческого сообщества, способных успешно функционировать, развиваться и социализироваться в процессе межличностного взаимодействия.
В системе общечеловеческих жизненных ценностей здоровью, являющемуся общественным и индивидуальным достоянием, принадлежит первостепенное, основополагающее место. В paботaх В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, С. И. Гессена, Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. уделяется важное внимание вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка, подчеркивается необходимость создания условий для воспитания у детей активности и выносливости, формирования здорового образа жизни.
Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать уже на начальном этапе школьного обучения, так как в этот период дети особо восприимчивы к воспитательным воздействиям. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур, изменением образа жизни детей, новыми интересами и обязанностями, потребностями, важнейшей из которых становится потребность в обучении, приобретении новых знаний, умений и навыков.
Анализ научной литературы показал, что актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья не только не снижается, наоборот, с каждым годом приобретает все больший смысл. По мнению ученых (М. М. Безруких, В. П. Губа, В. В. Колбанов, Д. В. Колесов, О. Ю. Кондратьева, З. В. Коробкина, Ю. П. Лисицин, В. А. Попов, И. Н. Пятницкая, П. И. Сидоров, Я. В. Соколов и др., состояние здоровья школьников продолжает стремительно ухудшаться из года в год.
В работах многих ученых (Ю. Ф. 3мановский, В. В. Колбанов, А. П. Лаптев, Ю. В. Науменко, В. П. Празников, О. В. Хухлаева и др.) отражены пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья детей и подростков; разработаны здоровьесберегающие технологии для работы с учащимися школ (Г. К. 3айцева, Л. Г. Татарникова, В. П. Шукаева и др.); изучены условия и приемы формирования здорового образа жизни школьников (В. Н. Беленов, Т. П. Васильева, Е. В. Воднева, К. Ж. Гуз, И. А. Дидук, Н. К. Иванова, В. Р. Ильченко и др.).
Однако проблема формирования ценностного отношения к здоровью у детей школьного возраста требует дальнейшего исследования.
Образовательный процесс школы должен быть нацелен на формирование здоровья школьников, навыков безопасного поведения в экологической и социально агрессивной среде города, обеспечивать систему знаний о здоровье, то есть обучать приемам и способам поддержания собственного здоровья, а также методам его сохранения и укрепления; воспитывать ученика как субъекта собственной здоровьесберегающей деятельности.
Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Ученые предлагают 3 уровня для описания ценности здоровья :
1) биологический;
2) социальный;
3) личностный, психологический.
Поэтому здоровье выступает основой жизни человека. Это не самоцель, а необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов. Здоровье человека зависит от следующих факторов: окружающей среды на 20-25%, состояния системы здравоохранения – на 8-10% генетического фактора - на 15-20%, образа жизни на 50-55%. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей и учащейся молодежи. Оно должно являться основой для педагогической работы.
Ценностное отношение к здоровью - это внутренняя позиция человека, отражающая многообразные его связи с факторами среды жизни, оказывающими воздействие на здоровье в целом и его отдельные аспекты - физический, психический, эмоциональный, интеллектуальный и духовный, имеющие личностную и (или) социальную значимость (И. В. Вершинина).
Поэтому и процесс формирования ценностного отношения к здоровью происходит через самопознание, самосохранение, саморазвитие личности, через гармонизацию отношений человека с самим собой, с окружающими людьми, с природой, через постоянный; духовно-нравственный поиск, обращенный и к себе, и к миру. Для того, чтобы управлять своим здоровьем, человеку, прежде всего, необходимо изменить свое ценностное к нему отношение, взять на себя ответственность за свое здоровье, получить необходимую сумму знаний.
Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходe выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений и здоровьеформирующей практической деятельности, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью. Эмоционально-чувственное отношение создает тот фон, на базе которого формируются потребности и мотивы, предопределяющие психологическую готовность к здоровьеформирующему типу деятельности, развивается способность личности к анализу собственного поведения в социоприродной среде к объективной самооценке, следовательно, идет созидание здоровьетворящего мышления. В этой связи значительно возрастает роль педагога, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у учащихся цeнностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни.
Педагогическое воздействие должно осуществляться на школьников всех возрастных групп.
Ценностное отношение к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста представляет собой интегрированное личностное образование, характеризующееся совокупностью осознанных на личностно смысловом уровне представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни, проявлением ответственного и бережного отношения к здоровью своему и других людей, умением выбрать собственную линию поведения и деятельности, ориентированную на приоритет здоровья как общечеловеческой жизненной ценности, способность адекватно оценивать свои достижения по сохранению и укреплению здоровья.
Критериями проявления ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста являются:
- осознание здоровья как общечеловеческой ценности, потребность в его сохранении и укреплении;
- наличие знаний, умений и навыков о способах укрепления организма, ведения здорового образа жизни;
- проявление ценностного отношения к здоровью в поведении, деятельности и общении учащихся;
- степень развития рефлексии.
Педагогическая модель формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста включает в себя целеполагание, принципы, содержательные компоненты, целостную технологию и педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью. Результатом предложенной модели является повышение уровня проявления ценностного отношения к здоровью у детей.
Эффективность формирования ценностного отношения к здоровью у детей обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий: формирование ценностного отношения к здоровью рассматривается во взаимосвязи и взаимообусловленности аксиологического, информационно-коммуникативного, когнитивного, мотивационного, деятельностного, эмоционально-волевого, прогностического, рефлексивного компонентов; педагогическое сопровождение осуществляется на основе диагностики проявления у детей младшего и среднего школьного возраста ценностного отношения к здоровью, опоры на субъектный опыт детей; принятия ребенка как субъекта собственного развития; организации педагогической поддержки на основе диалога и сотрудничества, личностно-индивидуальной ориентированности содержания, форм и методов формирования ценностного отношения к здоровью с опорой на интересы и потребности детей; реализуется взаимодействие учителей и родителей на основе сотрудничества и преемственности формирования ценностного отношения к здоровью у детей.
Сохранение и укрепление здоровья - это процесс комплексный, интегрированный, систематический, преемственный и последовательный, содержательный аспект которого направлен на приумножение физических сил и психических возможностей личности, исключение форм поведения, оказывающих негативное воздействие на здоровье.
Результативность формирования ценностного отношения к здоровью зависит от реализации преемственности воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях перехода от младшего к среднему школьному возрасту.
Проблема преемственности в образовании актуализируется в наши дни, что связано с нарушениями преемственных связей в содержании, целях, задачах и методах обучения и воспитания, с изменением требований общества к качеству обучения и воспитания учащихся младшего и среднего школьного возраста.
Однако особую значимость оно имeeт для учащихся старшего школьного возраста. В юношестве, как известно, вырабатывается активная жизненная позиция. Старшеклассники начинают оценивать свои силы и возможности иначе, чем учащиеся основной школы. У них заметно повышается критическое и требовательное отношение, как к своему поведению, так и поведению других людей.
У них меняется представление об оценке и самооценке. Свое поведение школьники начинают регулировать, на основе имеющихся взглядов, убеждений и формирующегося жизненного опыта. Представления об окружающем мире и этических нормах объединяются в их сознании в единую картину. Благодаря этому, ценностная и нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной. Сознание старшеклассников достигает такого уровня, при котором возникает стремление к самонаблюдению, самообразованию и самосовершенствованию. Это, в конечном счете, приводит к самовоспитанию, пониманию здоровья как высшей ценности и приобретению чувства ответственности за свой организм (А. Анастази, 1982; И. С. Кон, 1982; Н. С. Лейтес, 1997; А. В. Мудрик, 2001; В. Д. Шадриков, 2003).
Однако не у всех старшеклассников вырабатывается система ясных и устойчивых убеждений. Некоторые из них не могут самостоятельно определиться в выборе своей позиции, из-за чего происходит смещение ценностей, затрудняется анализ и адекватная реализация человеческих отношений, включая отношения к жизни и здоровью (И. С. Кон, Н. С. Лейтес, А. В. Мудрик). Поэтому вектор педагогических исследований должен быть направлен на поиск эффективных путей и способов поддержания здоровья с использованием учебного содержания, позволяющего реализовать при использовании его аксиологического потенциала не только познавательный, но и эмоционально-чувственный, а также поведенческо-деятельностный аспекты.
Высокий уровень проявления ценностного отношения к здоровью определяется наличием у учащихся значительного объема знаний, осознаваемых ими, а также умений и навыков, регулярно используемых учащимися в процессе жизнедеятельности без чьего-либо напоминания; стремлением узнать как можно больше о способах сохранения и укрепления здоровья и убедить окружающих (друзей и одноклассников) в необходимости ведения здорового образа жизни; систематичностью занятий спортом (посещают спортивные кружки, секции, осуществлением закаливания организма, соблюдением режима дня; обладанием навыками самоконтроля, анализом и критической оценкой своей деятельности, способностью организовать общение со сверстниками, предупреждать возникновение конфликтов.
Достаточный уровень проявления ценностного отношения к здоровью характеризуется заинтересованностью детей в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих; осознанием важности здоровья как общечеловеческой ценности; пониманием значения двигательного режима в сохранении и укреплении здоровья; наличием определенных знаний и представлений о здоровье, здоровьесберегающих умений и навыков, но не всегда применяемых без контроля со стороны взрослых; умением общаться с окружающими, адекватно оценивать своё поведение и поведение других людей, избегать конфликтных ситуаций.
Средний уровень проявления ценностного отношения к здоровью характеризуется наличием отдельных знаний о сохранении и укреплении здоровья, недостаточной степенью осознания здоровья как ценности; рядом умений и навыков, выполняемыx нерегулярно при отсутствии контроля со стороны родителей; проявлением выборочного интереса к получению новых знаний, связанных с сохранением здоровья и ведением здорового образа жизни; отсутствием четкого представления о влиянии способов поведения на здоровье, трудностями в общении; недостаточной регуляцией двигательной активности; необъективностью самооценки.
Низкий уровень проявления ценностного отношения к здоровью определяется ограниченным объемом знаний о правилах ведения здорового образа жизни, о здоровье как ценности; неспособностью направить свои усилия на здоровьесбережение, проявление двигательной активности; склонностью к конфликтным ситуациям; осуществлением здоровьесберегающей деятельности только под контролем взрослых.
Заключение.
Формирование отношения к здоровью - процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя группами факторов:
- внешними (характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек);
- внутренними (индивидуально - психологические и личностные особенности человека, а также состояние его здоровья).
Причем возникшее отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется с приобретением нового жизненного опыта. Подчас коррекция неблагоприятных аспектов того или иного отношения - длительный и болезненный для личности процесс. Следовательно, реализация задачи формирования ценностного и ответственного отношения школьников к своему здоровью требует качественного психологического сопровождения.
Прежде всего, оно должно выражаться в содействии здоровью школьников через проведение социально-психологических тренингов по профилактике поведенческих факторов риска. Опыт, полученный на тренинге, трудно переоценить, так как уникальна сама атмосфера доверия, открытости и творчества, царящих на нем. Тренинги строятся на основе существующих психологических моделей изменения поведения человека, знание которых необходимо и учителю.
Условно эти модели можно объединить в три группы:
- модели, предполагающие изменение представлений человека о себе и своем поведении;
- модели, предполагающие изменение отношения к своему поведению или актуальной проблеме;
- модели, предполагающие формирование способов поведения.
Таким образом, охвачены все три сферы: «знание», «хотение» и «умение», - которые играют существенную роль при построении человеком своего поведения.
В преамбуле к «Уставу Всемирной организации здравоохранения» (ВОЗ) сказано: здоровье - это состояние полного благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов (1967 г.). Ученые доказали, что уровень здоровья населения является показателем развития общества, отражает его экономический и социальный потенциал. Поэтому здоровье это, прежде всего проблема социальная, в решении которой должны принять участие политики, ученые, социологи, педагоги, психологи, медики и всё общество в целом. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества. Отношение к человеку как «венцу природы» в цивилизованном обществе предполагает усиление гуманистического аспекта в политической и экономической жизни страны, принятие соответствующих законов, не подавляющих, а способствующих полноценному гармоничному проявлению природной (биологической и социальной) сущности человека, в том числе возможностей его здоровья.