Елена Бондарева
Бережливые технологии в рамках проекта «Сокращение времени процесса одевания детей раннего возраста на прогулку»
Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т. д. Образование также не стало исключением. Бережливые технологии активно внедряются в дошкольные учреждения. Бережливое использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. При организации работы с группой детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы- визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются алгоритмы. Правила, подсказки, условные обозначения. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка. Изображен порядок действия в той или иной ситуации. Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов, информируют родителей о правилах учреждения. Наш детский сад, идя в ногу со временем, активно включился в процесс внедрения бережливых технологий.
Публикация «Бережливые технологии в рамках проекта „Сокращение времени процесса одевания детей раннего возраста на прогулку“» размещена в разделах
Режим пребывания детей в ДОУ предполагает ежедневные прогулки. Они положительно сказываются на физическом, умственном, эмоциональном развитии, способствуют повышению иммунитета. Что может быть проще – посмотрел на картинку и сделал также. Тогда как в старшей группе почти все дети способны одеться самостоятельно и прекрасно знакомы с последовательностью действий, то в младшей группе с этим всегда есть проблемы. Маленькому ребенку тяжелее справиться с большим набором вещей, особенно если прогулка происходит в зимний период. Есть дети, которые делают все быстро и не очень качественно. А есть медлительные, но очень аккуратные, а есть малыши медлительные и еще относятся к своему делу равнодушно. Для нас, воспитателей группы раннего возраста, это стало проблемой.
Мы разработали и внедрили в работу проект : «Сокращение времени процесса одевания детей раннего возраста на прогулку».
Цель проекта : сократить время процесса одевания детей раннего возраста на прогулку
При составлении карты обоснованием проекта стало : много детей в раздевалке, нет помощника воспитателя, нет помощников в одевании, много вещей в шкафу, родителями не подписана одежда, не знаешь обувь детей, помощники в одевании не знают шкафчиков детей.
Были сделаны замеры времени. В карте текущего состояния отражено, что время протекания процесса составляет 38-45 минут. В проекте отражены ситуации «Как есть», куда входят 3 шага – вход в раздевалку, одевание и выход на прогулку со всеми его обоснованиями и описание «Как будет». В проекте отражены проблемы по данной теме и их решения, а также дорожная карта со сроками реализации данных проблем. Срок реализации проекта рассчитан на 2 месяца.
Реализовывая данный проект, в группах сделана визуализация шкафчиков, чтобы приходящие помощники в одевании могли легко по фамилии и имени ребенка найти нужный шкафчик, родители повесили органайзеры, куда сложили личные вещи ребенка и убрали лишние вещи, подписали одежду и обувь. С целью минимизировать потерю времени на некоторые ежедневно повторяющиеся процессы была продумана система алгоритмом. В раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами размещения вещей. А инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться. Воспитатели и помощник воспитателя делят во время одевания детей на подгруппы. С первой подгруппой воспитатель выходит в раздевалку, одевая их, со второй позже выходит помощник.
Результат проекта : сокращение времени процесса одевания до 20-25 минут.
Бережливые технологии положительно влияют на самоорганизацию, порядок в шкафчиках, сказываются на здоровье — дети не ждут и не парятся в одежде. Некоторые родители, заметив положительный эффект, разместили аналогичные алгоритмы дома.
Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.