Горнакова Екатерина Николаевна
Банк техник и технологий выявления и развития детской одаренности в хореографии
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанных с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуального образования (в условиях дошкольного образовательного учреждения).
Публикация «Банк техник и технологий выявления и развития детской одаренности в хореографии» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Чтобы одаренность раскрылась, нужно, чтобы каждый ребенок почувствовал себя раскрепощенным, почувствовал доверие со стороны педагога, был максимально загружен, чувствовал собственную значимость. Ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей и педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Необходимо диагностировать, выявлять и поддерживать одарённых детей потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны. Именно поэтому проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Как таковые критерии одаренности в хореографии не определены. Есть общие критерии, сходные с другими направлениями одаренности. Такие как: музыкальность, чувство ритма, пластика, координация движений, выдержка, эмоциональная раскрепощённость, креативность мышления. Поэтому, в работе с одаренными детьми, следует использовать дидактические технологии, которые позволяют выявить потенциал творческих способностей ребенка. Для развития творческой одаренности дошкольника на занятиях хореографии применяются следующие инновационные педагогические технологии :
• диагностические технологии. Это технологии, позволяющие выявить потенциал творческих способностей ребенка. Это могут быть: просмотр детей на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
• технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в ребятах чувства толерантности;
• технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;
• технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;
• технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик;
• технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу.
Тренинги и репетиции проходят в рамках индивидуально-групповых занятий с дошкольниками. Развитие творческих возможностей ребенка посредством танцевального искусства возможно только при условии упорной и систематической работы. На протяжении длительного времени. Именно такая работа хорошо сплачивает детский коллектив, помогает преодолеть излишнюю застенчивость, приучает к взаимопомощи, дисциплинированности, делает детей более коммуникабельными.
Работа с детьми по обучению музыкально-ритмическим навыкам показывает, что в каждом ребенке заложен огромный эмоциональный, творческий, физический потенциал. Задача хореографа – создать условия для его раскрытия и развития. Оптимизируя свою работу, педагог может выделить принципы построения работы с одарёнными детьми.
• Индивидуализация обучения (осуществление индивидуального подхода к ребенку в ходе танцевальных занятий, создание индивидуального образовательного маршрута).
• Принцип опережающего обучения (обогащение учебного материала дополнительными данными, заданиями творческого характера).
• Принцип комфортности в любой деятельности.
• Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей дошкольников.
• Принцип развивающего обучения.
На занятиях хореографией, при естественном отборе остаются только те, которые могут и хотят танцевать, прикладывают к этому все свои усилия и возможности. В ДОУ танцуют все: у кого хорошо получается и не очень, как в большинстве коллективов. Выделяются дети, которые показывают достаточно высокий результат: физическую технику, пластику, эмоциональность, выносливость, музыкальность.
Для каждого ребенка создается индивидуальный маршрут, учитывающий максимальное развитие одаренности детей и дающий им возможность самореализоваться, достичь особых результатов, дать предпрофессиональную подготовку.
Именно с помощью соответствующих движений, мимики, жестов, поз и музыки ребенок способен передать свое настроение, чувства, переживания, точно раскрыть целостный музыкально-двигательный образ. Все это помогает развивать танцевальное творчество, под которым понимают способность ребенка к созданию новых движений, вариантов комбинирования и усложнения знакомых элементов, а также умение самостоятельно импровизировать в процессе музыкально-двигательной деятельности, в соответствии с особенностями музыкального произведения на основе доступных танцевальных и образных движений.
На основании критериев общефизического и двигательного развития по результатам контрольных, открытых уроков и анализа тестирования можно сделать вывод, что воспитанники средней, старшей и подготовительной групп:
- имеют навык сохранения правильной осанки во время исполнения любого движения;
- умеют координировать работу головы, корпуса, рук и ног;
-увеличилась гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок и мышц;
- значительно улучшились темпо-силовые показатели у всех детей;
- знают основы правильного дыхания при движении;
- освоили хореографическую нумерацию точек музыкального зала, знают основные направления движения, умеют использовать пространство музыкального зала относительно зрителя;
- сохраняют высокий уровень двигательной активности на протяжении всего занятия.
Хореографическая одаренность связана с особенностями эмоциональной и волевой сфер ребенка. Эмоциональная чувствительность, уязвимость — характерные свойства художественно одаренного человека. У детей, которые занимаются хореографией, она проявляется в реакции на музыкальные впечатления, в заинтересованном эмоциональном отношении к занятиям.
Хореография создает условия, обеспечивающие развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, воспитывает человека, умеющего ценить материальные и духовные богатства, накопленные человечеством, способного чувствовать изменяющийся мир и творчески обогащать его. Навыки, приобретённые детьми на занятиях, востребованы в различных сферах деятельности. Выступления на утренниках, в конкурсах дают положительный результат: ребята получают возможность реализации приобретённых танцевальных навыков, большое удовлетворение, радость, заряд бодрости и настроения, огромное наслаждение от своих выступлений. Культура танца не только дает возможность передачи общественных и национальных норм и традиций, но и раздвигает рамки выбора. Развивает творческие способности и художественный вкус - а в целом, помогает проявиться творческой одаренности у ребенка.