Шевелева Оксана Викторовна
Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе учителя-логопеда
Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации; актуальность проекта)
Введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают разработку специальных образовательно-коррекционных программ и форм организации работы, которые в наибольшей степени соответствовали бы потребностям детей с ОВЗ. Данный проект посвящен проблеме речевого развития детей. Проблемы речевого развития у детей, часто связывают с нарушением работы мозжечка.
Публикация «Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
В последнее время стали считать, что мозжечок - это ключ к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, поэтому его необходимо развивать. Известно, что мозжечок влияет на формирование и координацию равновесия, движение глаз. Получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т. д.
Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Программа мозжечкового стимулирования улучшает :
- уровень концентрации внимания;
-все виды памяти;
-развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения;
-математические и логические способности;
-анализ и синтез информации;
-способность к планированию;
-работу эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения на специальных коррекционных занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами. Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность!
Цель проекта: апробирование и внедрение в коррекционную работу с детьми детей 5-7 лет балансировочной доски Бильгоу
Задачи проекта:
- изучить методику работы с балансировочной доской бильгоу;
- подобрать комплекс упражнений (игр, или иное речевое сопровождение) по работе с доской Бильгоу;
- включить в образовательную деятельность;
- разработать план совместного взаимодействия с воспитателями группы по использованию балансировочной доски Бильгоу;
- включить родителей в проект:
- обобщить и составить методические рекомендации по использованию балансировочной доски Бильгоу.
определить направления коррекционной работы, в которой можно применять балансировочную доску Бильгоу;
Содержание работы по созданию условий по использованию балансировочной доски Бильгоу в системе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Этапы работы над проектом :
1 этап - начальный (констатирующий – диагностический (10.10. 2022- 24.10.2022г.)
Начальный период предполагает сбор информации по проблеме на основе диагностики выявление проблемы, изучение индивидуальных особенностей;
2 этап – основной (формирующий (24.10.2022 – 15.05.2023г.)
Основной этап предполагает апробацию различных пед. технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
3 этап – заключительный (контрольный) 15.05.2023. – 31.05.2023г.)
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.
Основные формы реализации проекта.
- гимнастика пальчиковая;
-дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
-дидактические игры;
- использование компьютерных технологий (интерактивная доска)
- заучивание стихов и пословиц;
Предполагаемый результат.
-улучшение моторно-зрительной координации;
-улучшение концентрации внимания;
-развитие пространственного воображения;
- развитие артикуляционной моторики через развитие кинетического праксиса;
-развитие межполушарных связей с помощью кинезеологических упражнений на балансировочной доске;
-развитие речевого дыхания дошкольника.
-развитие восприятия устной и письменной речи, их автоматизации, что в свою очередь является основной для формирования и развития собственной речи и навыков письма;
-развитие интеллектуальных способностей;
-развитие математических и логических способностей;
-развитие пространственного восприятия и воображения;
-развитие двигательных способностей : скорости реакции, ловкости;
-развитие зрительно-пространственного представлений (чувство тела, схема тела, ориентация во времени и пространстве, пространственные представления);
-развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, двигательной и других.
-повышение выносливости, работоспособности на занятиях.
Оборудование
Оборудование полностью соответствует развивающему коррекционному принципу по стимуляции функции вестибулярного аппарата. Оно достаточно разнообразно. Оборудование имеет свои преимущества в использовании: вариативность, технологичность, компактность.
Ниже представлены аксессуары оборудования, которые используются в определенной последовательности для мозжечковой стимуляции : - балансировочная доска для мозжечковой стимуляции (на ней ребенок начинает учиться держать равновесие, уже потом выполняются другие упражнения, стоя на доске. Уровень сложности можно регулировать, изменяя угол роликов, положения ног на разметке);
- разновесные мешочки (три тканевых мешочка имеют разный цвет, вес и размер, внутри хорошо промытая и прожаренная крупа. Педагог дает задание на каждый из мешочков, при этом координируются движения);
-мяч-маятник (закреплен на резинке или шнурке.
- доска с цифрами (она служит для того, чтобы ребенок мог попадать в цель, отвечая на математические вопросы. Позволяет тренировать меткость и глазомер);
- целевой щит (таблица, где в ячейках изображены геометрические фигуры (ромб, звезда, треугольник, квадрат, круг);
- предметы на меткость (мяч на резинке, ракетка для отбивания, мишень со стрелами. Банки, боулинг, стаканчики, подушки – что-то для сбивания).
Вот самые простейшие упражнения, рекомендуемые для педагогов и родителей:
- Упражнения с мешочками. Мешочки, разные по весу, кидаются ребенку. Он принимает их от ведущего одной или двумя руками.
- Подкидывание мешочков вверх сначала одной рукой, затем двумя, поочередно.
- Мяч. Подвешенный мяч отбивается правой, потом левой, далее двумя руками.
Мишень.
- Упражнение на меткость – мишень для мешочков на полу или на стене. Стараться попасть в цель.
- Отбивание мячика на резинке от наклонной доски. Отбивание летящего мяча ракеткой или палкой.
- Балансировочная доска. Залезать и слезать с доски с разных сторон : сзади, спереди, сбоку. Сесть, сложив ноги «по-турецки», попытаться удерживать баланс на доске. Сидя на доске, делать движения, имитирующие плавательные – двумя руками, поочередно правой, левой.