Светлана Скворцова
Азбука добрых чувств
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: “ Азбука добрых чувств ”
Скворцова С. И., воспитатель МБДОУ № 33, г. Армавир
Гуманные основы общества обязывают нас помнить о формировании у ребенка таких черт как доброта.
Эта черта характеризует человека – как справедливого, честного, гуманного, умеющего сопереживать, понимать боль другого. Принято считать, что доброта – это вершина человеческого духа. В ней проявляется гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, борьба со злом.
Публикация «Азбука добрых чувств» размещена в разделах
Именно поэтому в раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Ведь душевная щедрость и бездушность берут свои истоки из недр детства. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости. Наша обязанность – учить ребенка и мыслить и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений.
В. А Сухомлинский говорил, что “ Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство”. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Первая школа добрых чувств растущего человека – это семья, ибо все человеческие тропы начинаются оттуда. Это целый мир для ребенка, в котором он учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать, здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей.
В дошкольные годы, когда привязанность маленького ребенка к близким людям: отцу, матери, бабушке, дедушке – безмерное проявление добрых чувств к ним является естественным. Но уже тогда надо направлять эти чувства, следить, чтобы они не приобретали эгоистическую направленность. Люблю маму за то, что она заботится обо мне, ласковая, ласковая, внимательная, папу за то, что покупает игрушки, бабушку за то, что мне все прощает, ни в чем не отказывает. В общем, чувства ребенка приобретают потребительский характер и, в сущности, обращены к самому себе, а не к родителям. Он начинает считать: все окружающие преисполнены стремлением угождать ему, доставлять радость. А его предназначение пользоваться этими радостями. Главная радость родителей – он сам.
Нельзя забывать о том, малыш обладает огромной потребностью впитывать в себя любовь и внимание тех, кто его окружает, не обладая в той же степени потребностью отвечать на заботу о нем заботой, на внимание, вниманием. А мы думаем, нечего пока он мал, а вот вырастет, воздаст нам старицей. Но так ли это! Не растим мы против своей воли эгоиста потребителя, равнодушного, черствого человека. Маленький ребенок не умеет понимать сердцем, что например плохим поведение огорчил маму, что ударив сверстника, причинил ему боль, что мучая животное, поступает жестоко. Дети могут смеяться над плачущим ребенком, дразнить его, давать прозвище человеку с физическим недостатком. Так он поступает потому, что еще много не знает, не умеет поставить себя на место другого, проникнуться чужой болью, обидой. В этом проявляется особенность дошкольного возраста. И долг взрослых – предотвратить проявление равнодушия, жестокости в ребенке, учить его чувствовать, понимать состояние другого человека. Сам он не может, научится, если не помогать ему мыслить по законам доброты, не побуждать его к хорошему поступку, чуткому отношению к людям. Можно много привести примеров. Пока ребенок маленький родительские чувства не всегда позволяют видеть в нем эгоиста. И только когда ребенок повзрослеет, близкие вдруг обнаружат, что он забывает поделиться с ними лакомством, проявляет полное равнодушие к их радостям и огорчениям, не умеет сочувствовать тогда, когда они так нуждаются в этом. Родители удивляются, откуда такое у него. У такого ребенка все помыслы обращены на себя, он делает то, что доставляет ему удовольствие, радость, что удобно ему самому. Очень важно учить ребенка не только брать, но и отдавать. Учить ребенка с уважением относиться к близким. Бабушка устала, не шуми, помоги маме, папе. Предложи бабушке, дедушке помощь. Случается от ребенка требуют доброты, внимания, ласки к себе, но закрывают глаза, когда он груб с посторонними, бессердечен с животными, потребительски относится к природе. Чуть ли не нормой считается, когда маленький ребенок рвет ветки деревьев, ходит по газонам, пачкает скамейки. На замечания, родители отвечают: «Ведь он же маленький!». Недаром народная мудрость говорит, что посеешь, то и пожнешь. Требования: будь внимателен и чуток к бабушке, делись с товарищем, люби животных, береги природу – проходят мимо детского сердца, если наши слова не подкрепляются примером собственной жизни. Что греха таить, что в семье много что происходит, что не должен видеть и слышать ребенок. Присмотритесь к ребенку, чему он радуется, что вызывает у него улыбку, огорчение. По эмоциональным реакциям нетрудно догадаться, сумели ли вы заложить в нем нравственные чувства. Важно учить детей присматриваться к физическому и душевному состоянию близких ему людей. «Что- то у папы усталый вид, спроси, как он себя чувствует». Каким будет ваш ребенок, зависит от вас: первые уроки доброты он получает в семье, от самых близких ему людей. Если семья честная, порядочная, честным и порядочным вырастет и ребенок. Если наоборот, то и малыш войдет в жизнь таким. Хорошо если доброе сеется в детстве, но скверно, когда столь же рано сеется дурное. Раннее дошкольное детство имеет совершенно особое значение в жизни человека – теперь это ни у кого не вызывает сомнений. Это важно понять каждой маме и папе и сеять в душе ребенка семена добра с самых первых шагов, даже шажков. Недаром говорят: посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.