Алия Худжанова
Сказка как воспитатель добрых чувств детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как воспитатель добрых чувств детей.
«Сказка ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок»
А. С. Пушкин.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая на протяжении всего детства, и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка,- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Публикация «Сказка как воспитатель добрых чувств детей» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение. «Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости» - писал В. А. Сухомлинский
В своей работе по воспитанию нравственных качеств детей через сказки, использую различные методики. Но наиболее приемлемым нахожу для себя работу по мнемотаблицам, в которых сказка передана с помощью знаков символов. Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, мнемотаблицы помогают им быстрее запомнить главное содержание сказки, ее последовательность. Все это способствует развитию памяти, мышления, воображения детей. В свободное время дети самостоятельно используют такие таблицы, рассказывая друг другу сказки. Например, сказка «Репка» (вставить мнемотаблицу)
Посадил дед репку Выросла репка большая - пребольшая Стал дед репку тянуть. Тянет потянет вытянуть не может Бабка
Внучка Собака Жучка Кошка Мурка Мышка
Для закрепления умения детей передавать характер персонажа, его поведение, оценки поступков использую драматизации сказок, в которых у детей в совместной творческой деятельности развиваются такие качества как доброжелательность, взаимопонимание, сострадание, чуткость, терпение и т. д. В сказках дети сопереживают героям, вместе с ними грустят и радуются, вместе преодолевают трудности, учатся оценивать дела и поступки людей, понимают что хорошо и что плохо.