Екатерина Федорова
Школа добрых волшебников
▼ Скачать + Заказать документы
Многие дети настолько сосредоточились на себе и своем Я, что сверстник становится лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Вы можете убедиться в этом сами, если попросите детей рассказать вам о сверстниках. В ответ на вопрос: «что он за человек?» вместо описания этого ребенка вы часто слышите: «Он со мной дружит» или «Он меня обижает».
Публикация «Школа добрых волшебников» размещена в разделах
Нашей задачей было отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого мы предлагали детям задания, успешное выполнение которых требовало пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. в процессе игр ребенок должен был максимально сосредоточиться а другом. Все игры были направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слиться с ним.
Наряду с широкоизвестными и традиционными играми такими как «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», мы использовали авторские игры.
ЗАКОЛДОВАННЫЕ ДРУЗЬЯ.
Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране жил был злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединял каждого человека с его другом так, сто они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок, и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т. д. Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга за талии и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала – шаг двумя сросшимися ногами, потом единый шаг двумя боковыми ногами (воспитатель выбирает двоих детей и показывает остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкните друг к другу. Привыкли? Теперь попробуйте поесть. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите ложку, в другую кусочек хлеба. Ешьте и откусывайте хлеб по очереди. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится». Если детям нравится игра, можно предложить вместе умываться, причесаться сделать зарядку и пр.
РАДИО
Дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого – нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие – то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к директору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.
Общий круг.
Воспитатель собирает детей вокруг себя. «давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть всех вас». (единственно верным решением здесь является создание круга.) Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался, и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).
ЗЕРКАЛО.
Взрослый, собрав детей вокруг себя говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется? Давайте сегодня поиграем в зеркало. Встаньте парами друг против друга (взрослый помогает детям разобраться на пары). Решите, кто из вас человек а кто – зеркало. Потом вы меняетесь ролями. Пусть человек делает то, что обыкновенно делают перед зеркалом: умывается, причесывается, делает зарядку, танцует. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давай те попробуем». Воспитатель встает в пару с кем нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.
ПЕРЕДАЙ НАСТРОЕНИЕ.
Дети становятся в круг, закрывают глаза. Ведущий, находясь в кругу детей, придумывает настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Затем «будит своего соседа, и показывает ему свое настроение», тот «будит» следующего и показывает ему, и так по кругу. Когда дети передали его по кругу можно обсудит, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто – то из детей хочет побывать ведущим, но не знает какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое – нибудь настроение.
ВЫБЕРИ ПАРТНЕРА
Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас молча должен будет выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договорится с тем, кого вы выбрали глазами. Вы договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, воспитатель при этом должен следить, что бы дети менялись парами.