Элла Колосова
Авторское пособие «Затейница Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторское пособие двустороннее "Затейница Матрешка"
Разработала: воспитатель МАДОУ МО "Детский сад № 113" Колосова Э. Н.
Описание пособия
Пособие ориентировано на детей раннего возраста. Изготовлено своими руками из фанеры и окрашено масляными красками ярких цветов, закрепленно на подставке, используется с двух сторон. Пособие представляет собой деревянный шаблон матрешки с карманами, в которых размещен различный материал, знакомящий детей с народной игрушкой.
Публикация «Авторское пособие „Затейница Матрешка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2017
В карманах размещены:
- матрешка – как символ семьи и материнства: виды матрешек.
(картинки, знакомящие детей с историей матрешки, техникой изготовления с элементами росписи, узорами, разновидностью);
- книжки-раскладушки со стихами;
- загадки про матрешку;
- пальчиковые игры;
- игры развивающие внимание и слуховое восприятие;
- сюжетные игры;
- сюжетные подвижные игры, игры-пляски, игры с ложками, игры с платочками, физкультурные минутки;
- раскраски различных видов матрешек с разными заданиями на выбор детей (дорисовать, нарисовать узор на фартуке, раскрасить и т. д.);
- различные виды дидактических игр.
- сенсорные игры;
Данное пособие универсально и многофункционально в применении, мобильно к размещению в групповом пространстве, доступно в изготовлении и имеет общеразвивающий и коррекционный эффект, что соответствует ФГОС ДО.
Матрешка не имеет острых углов, что свидетельствует о том, что это пособие безопасно и прочно.
Матрешка, выполненая в стиле "Хохлома":
Матрешка в собранном виде:
Предназначение пособия
В раннем возрасте взрослый является своеобразным проводником в мир людей. Доброе отношение, доверие, чувство защищенности помогают ребенку войти в мир дошкольной жизни в период адаптации к условиям детского сада. И то какие предметы будут окружать ребенка в этот период - добродушные, веселые, спокойные и т. д. будут влиять на успешность адаптации. И здесь воспитатель использует пособие "Матрешка", которая улыбается нашему домашнему ребенку и приглашает его в игру. Воспитанники чувствуют успешность и радость общения с взрослым и матрешкой.
В силу своих возрастных особенностей у детей раннего возраста начинает развиваться потребность в общении со взрослыми и сверстниками по поводу предметов, игрушек и действий с ними. К концу раннего возраста у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их. Пособие "Матрешка" направлено на сенсорное развитие ребенка. Пособие незаменимо в плане хранения дидактического материала. Дидактический материал развивает память, речь, логическое мышление, мелкую моторику. По мере взросления детей при переходе их на другую возрастную группу пособие можно использовать для развития навыков счета, для развития пространственного восприятия или по линии художественно-эстетического развития.
Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей с новым дидактическим пособием.
1. Учить детей рассматривать предметы, обводить пальцем то одной, то другой руки.
2. Рассматривая предмет, называть детям его различные свойства (цвет, форму, размер, материал).
3. Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом.
Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием.
4. Знакомство с предметом должно вызывать у детей положительные эмоции.
5. Поощряйте проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями.
6. Воспитывайте уважение и любовь к народному творчеству.
Актуальность этого пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение, его можно использовать как для проведения комплексно-тематического так и для интегрированного занятий.
Данное пособие можно использовать при:
- счете по образцу и заданному числу с участием анализаторов;
- сравнение предметов путем наложения и приложения по высоте, толщине;
- различение и называние геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
- ознакомление с пространственными отношениями: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу.
- обучение группировке предметов по цвету, соотнесение предметов по форме методом наложения.
- совершенствование тактильных ощущений.
- развитие мелкой моторики рук.
- фиксирование внимания на цветовых свойствах предметов.
Дидактические игры.
1. «Веселая матрешка».
Цель: научить различать и называть основные цвета предметов и учить группировать предметы по цвету и форме. Развивать умение, анализировать, сравнивать и классифицировать.
1. Играют от 1до 5 детей. Разложить на столе геометрические фигуры. Дать детям по матрешке. Предложить найти все фигуры такого же цвета как матрешка.
2. Предложить детям выбрать только такие фигуры, которая изображена на матрешке.
2. «Матрешки развеселились».
Цель: закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий: право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.
1. Воспитатель размещает и меняет расположение матрешек на столе. Дети называют место расположения матрешек. Например, желтая матрешка находится в середине стола, а синяя в левом нижнем углу и так далее.
2. Выбрать три матрешки. На геометрические фигуры матрешек положить цветные геометрические фигуры. Предложить детям назвать расположение геометрических фигур. Например, красный квадрат находится в середине, справа синий круг, а слева зеленый треугольник. Меняем матрешки местами и так далее.
3. «Матрешки выстроились в ряд».
Цель: развивать умения детей выполнять сравнение предметов по высоте, результаты сравнения отражать в речи словами “выше”, ” ниже”, ”высокая, низкая”.
Сравнить матрешки, используя прием приложения. Перед детьми матрешки лежат в разнобой. Предложить выстроить матрешек в ряд по высоте начиная с самой маленькой (низкой) или с самой большой (высокой).
4.«Веселый счет».
Цель: закреплять умение считать в пределах 5. Узнавать и называть цифры. Закреплять знание геометрических фигур.
1. Перед детьми расположены цветные геометрические фигуры с цифрами от 1 до 5. Играют от 1 до 5 детей. Каждому по матрешке.
Найди геометрические фигуры соответствующие цвету матрешек. Посчитай фигуры. Назови фигуру и цифру на ней.
2. Найди геометрические фигуры соответствующие цвету и фигуре изображенной на матрешке. Назови цифры и фигуры.
3. Разложи геометрические фигуры с цифрами так, чтобы они соответствовали порядковому номеру матрешки. Посчитай фигуры. Назови цифры, цвет и название геометрических фигур.
5. "Разложи по порядку, что сначала, что потом"
Цель: закреплять знание детей об эталонах производства матрешки.
6. "Найди такую же"
Цель: закреплять отличительные особенности матрешек из Семенова и Полхов-Майдана.
7. "Найди матрешке домик"
Цель: найти соответствие между размерами матрешки и трафаретом домика.
8. "Собери по частям"
Цель: развивать мелкую моторику, формировать умение зрительного соотношения формы, упражнять в соотношениях действиях по величине.
9. "Сложи матрешку"
Цель: сложить матрешку из разрезных картинок; закреплять умение узнавать разные виды матрешек (семеновской, полхов-майданской).
10. "Построй матрешку"
Цель: построй матрешку из пронумерованных полосок от 1 до 5.
11. "Помоги сестренкам встретиться"
Цель: провести пальчиком по дорожкам, добраться до сестренки.
12. "Собери по цвету"
Цель: найти соответствие между цветом матрешек и домика.
13. "Найди недостающую матрешку"
Цель:[/b] сравнить матрешек по строчкам и по столбцам, найти недостающую.
14. "Наряди матрешку"
Цель:[/b] вставить части украшения в подходящее отверстия.
15. "Собери бусы для матрешки"
Цель: развивать мелкую моторику
16. "Помоги матрешке найти свой платочек"
Цель: закреплять у детей умение группировать однородные и соотносить разнонародные предметы по цвету.
Загадки про матрешку:
1. В деревянной кукле Маше
Прячется сестра Наташа.
Если приоткрыть Наташу,
Можно обнаружить Глашу.
2. Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась (автор В. Берестов).
3. Одна в другой они сидят,
Показаться не хотят.
Вдруг малыш их разбросает,
Или где-то потеряет?
4. Куколки-толстушки
Прячутся друг в дружке.
И одна сестрица
Для другой — темница.
5. В деревянной Наташке
Сидит кукла-милашка.
В кукле той другие крошки.
И зовут сестер… (матрешки)
6. В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там — крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
7. Толстушка покупается,
В средине открывается —
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается —
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?
8. В разнаряженной девице
Перепрятались сестрицы.
Разноцветные подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.
9. Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …
10. Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
Всё вместе — сувенир …
11. Детки тихо в ней сидят,
Показаться не хотят.
Вдруг их мама потеряет,
Вдруг их кто-то разброса.
13. Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
14. Словно репка, она крутобока,
А под алым платочкам на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
15. Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть:
Разрумянилась немножко
Наша русская …
16. Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются — …
17. Цветастые платья,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячутся дочки.
18. В одной кукле – кукол много,
Так живут они — друг в дружке,
Их размер рассчитан строго —
Деревянные подружк
19. Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
20. Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая!
21. Эта кукла меньше всех —
Чуть-чуть больше, чем орех!
22. Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
23. В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
Для младшей темница.
Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые…