Наталия Казакова
Книжка-игрушка «Спокойной ночи» для родителей и их детей, а также для воспитателей, педагогов-психологов
▼ Скачать + Заказать документы
Авторское пособие
Книжка-игрушка «Спокойной ночи"
Автор:
педагог-психолог ГБОУ НШ с. Красноармейское сп дс "Огонёк" Казакова Н. А.
Мне страшно, мурашки бегут по спине,
Мне грустно, печально, нерадостно мне.
Что делать, когда ребенок плачет по ночам и отказывается один ложиться спать в кроватку? Почему всегда активный малыш перестает интересоваться играми, становится вялым и капризным? Конечно, все эти симптомы можно списать на внезапную простуду или кризисы возраста. Но зачастую причиной их становятся страхи, которым в той или иной степени подвержены все дети. Наиболее разнообразны страхи детей в возрасте от 3 до 5 лет, это обусловлено бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью. Ребенок тем более подвержен страхам, чем более эмоционален и тревожен.
Публикация «Книжка-игрушка „Спокойной ночи“ для родителей и их детей, а также для воспитателей, педагогов-психологов» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Книга. Все материалы по теме книг
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
В своем пособии я останавливаюсь на некоторых распространенных видах страха: страх темноты, одиночества, мифических персонажей; страх вымышленных и сказочных героев.
Мое пособие- это книжка- игрушка «Спокойной ночи!». Книжка, потому что в форме книги, страницы которой легко открепляются при необходимости. Игрушка, потому что здесь можно найти игры на интересующую проблему, а еще можно на страницах этой книги поиграть. Ведь игра- это ведущий вид деятельности дошкольника. Для более приятного восприятия обложка выполнена из мягкой шелковой ткани.
Цель: коррекция страхов у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- способствовать снижению количества страхов до возрастной нормы;
- помощь ребенку в нахождении способа борьбы со страхами;
- способствовать укреплению психологического здоровья ребенка;
- обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- развитие коммуникативных способностей, улучшение межличностных отношений ребенка со взрослыми.
В создании своего пособия, книжки-игрушки, использовала арттерапевтические технологии: сказкотерапию, куклотерапию, игротерапию, а также метод пластилинографии, метод манипулирования предметом страха, метод направленного рисования.
Книжка увлекательна и для взрослых. Предназначена для родителей и их детей и для индивидуальных занятий психолога, воспитателя.
Игровое сотрудничество детей и родителей позволит сблизиться, найти пути выхода из конфликтных ситуаций, вызывающих страх. Это повод больше времени провести с ребенком, показать, что он нужен, любим. Ведь только чувство любви поможет справиться со страхом, сделать жизнь малыша полноценной и радостной. Снимая главный внутренний конфликт ребенка- между потребностью быть любимым и нехваткой любви, он освобождается от сопровождающихся проблем.
Книжка- игрушка «Спокойной ночи»- пособие, которое создано как запрос после множества обращений родителей к психологу с проблемами детских страхов различного характера. Поэтому на первых страницах книги размещено обращение к родителям и несколько полезных рекомендаций как помочь ребенку избавиться от страхов.
Наиболее распространенный страх среди детей дошкольного возраста – страх темноты, одиночества, замкнутого пространства. Во всех случаях многое зависит от умения взрослых не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы: вовремя успокоить, поговорить с ним, поиграть, сказать несколько теплых слов. На помощь может прийти моё пособие «Спокойной ночи!». В нем подобраны игры, направленные на коррекцию этого страха.
Метод игротерапии позволяет ребенку прожить в воображаемой реальности всё то, что волнует и пугает его. Например, игра «Бобры»; в книге «бобёр» может двигаться с помощью прикрепленного к нему ярлычка. У «бобра» есть хатка, в которой он может спрятаться от «охотника». «Бобёр» не должен дать себя поймать «охотнику».
Подвижные игры «Привидения», «На разведку», «Пятнашки», «Жмурки», «Прятки» рекомендую родителям, воспитателям. В пособии они представлены и являются информационным материалом. Целью их является снятие напряжения через движения, формирование умения управлять своими эмоциями.
Страх вымышленных и сказочных героев.
Дети дошкольного возраста боятся Волка, Бабу Ягу, Медведя, Кощея, Змея Горыныча. Услышанная однажды или несколько раз сказка на ночь накладывается на состояние беспокойства и тревоги, которому подвержены эмоциональные дети, и выливается в яркие, пугающие образы. В виде смутных воспоминаний они продолжают преследовать ребёнка и днём. Совершая ошибку в воспитании запугивающими историями «Придет серенький Волчок и укусит за бочок», «А медведь не спит, на тебя глядит…», а «Баба Яга ест детей…», взрослые прививают страх невольно.
В моей книжке- игрушке сказочный персонаж Волк, зимой, злой и голодный, бродит по лесу. Но я предлагаю поиграть и устроить теневой театр, героями которого будут ещё и охотники. Для родителей есть подробное описание как несложно устроить сцену в домашних условиях. Ребенку полезно побывать и в роли «волка», и в роли «охотника».
А с медведем можно подружиться, принести угощения в большой корзине (мёд, ягоды, грибы) и расположить их в специальные прорези по указанной инструкции. И вот это уже не грозный с ревущим голосом Медведь, а улыбчивый Медведюшка!
Метод направленного рисования помогает преобразовать страх, сделать его смешным, нестрашным. Для Бабы Яги в пособии есть дразнилка, а ещё Ягу можно переодеть из старых лохмотьев в яркие одежды, используя метод пластилинографии. Вот и Бабуся- Ягуся!
Возникновение детских страхов- явление неизбежное и по сути своей не разрушительное. Но при определенных обстоятельствах (тонкой нервной системе, неблагоприятной обстановке вокруг, наслаивании страхов) они могут перерасти в серьёзную патологию, которая способна разрушить будущее маленького человечка. Единственное спасение от этого- внимательное и доброжелательное отношение взрослых, спокойный, уравновешенный подход к воспитанию и создание атмосферы уюта и защищенности.
Литература:
1. Как победить детские страхи/ Вера Голутвина. - М. : Гелеос,2008.
2. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя/ О. Н. Капшук- Изд. 2-е. Ростов н/ Д: Феникс, 2011.
3. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»/ авт. -сост. Г. М. Татарникова, И. И. Вепрева, Т. Т. Кириченко. - Волгоград: Учитель, 2015.