Кузуб Елена
Дидактическое пособие по формированию звуковой культуры речи «Весёлые звуки»
Авторское дидактическое пособие
«Весёлые звуки»
Выполнила: Воспитатель МДОБУ детский сад № 3
МО Кореновский район
Кузуб Елена Анатольевна
Авторское дидактическое пособие по формированию звуковой культуры речи : "Весёлые звуки"
Цель пособия : формирование звуковой культуры речи.
Используя пособие можно решать ряд задач:
- закреплять правильное звукопроизношение;
Публикация «Дидактическое пособие по формированию звуковой культуры речи „Весёлые звуки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- развивать фонематический слух;
- подбирать слова близкие по звучанию;
- учить называть слова с заданным звуком;
- развивать умение интонационно выделять звук в слове;
- учить находить одинаковые звуки в словах.
-расширять и обогащать словарный запас;
-автоматизировать и дифференцировать звуки в речи;
-развивать психические процессы (внимание, восприятия, память, логическое мышление);
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать навыки чтения.
Теоретическая часть.
Началом формирования речевой деятельности ребенка является дошкольное детство (это и детский сад, и семья, именно в этот период закладываются основы развития речи, обогащается словарь детей, формируется звуковая культура речи детей. А так как игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, то я поставила перед собой цель: развивать речь детей через дидактические игры.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение выражать свои мысли. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи, активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов, в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы
Для организации игровой деятельности дошкольников, с целью развития звуковой культуры речи, мною было разработано дидактическое пособие «Весёлые звуки».
Описание:
Дидактическое пособие по воспитанию звуковой культуры речи «Весёлые звуки» предназначено для детей 5-7 лет. Пособие можно использовать как с подгруппой детей, так и для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста, оно будет полезно логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям.
Пособие представляет собой наглядный материал в виде ярких плоскостных картинок клоунов с шарами, ламинированных предметных картинок на магнитах, готовых схем для определения местоположения звуков в словах, слоговых схем, набор букв алфавита.
Вариантов заданий при работе с данным пособием «Весёлые звуки» множество, начиная от простых: назови слово; покажи самое короткое или самое длинное слово и т. д., до более сложных, где детям предлагается показывать слова на определенный звук; выделить в слове последний звук; назвать и обозначить первый звук в слове; найти пару слов, отличающихся друг от друга одним звуком и другие.
В Методические рекомендации по использованию дидактического материала
Игра «Найди пару»
Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Взрослый помещает на шары картинки. Остальные картинки раскладывает на столе и сообщает детям: - Сегодня мы будем играть в игру «Найди пару». Нужно найти картинку, которая звучит сходно с названием предмета, на шарике. Ребёнок проговаривает это слово и подбирает сходное по звучанию из предложенных картинок. (Мишка – миска, коза – коса ….)
Игра «Назови первый звук»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Взрослый раскладывает на шары картинки. предложить детям назовать все картинки, выделяя первый звук в слове. Подбрать букву, обозначающую этот звук, и поместить в карман клоуна.
Игра «Назови гласный звук»
Цель: учить детей выделять гласный звук из состава слова.
Взрослый помещает в шары картинки: например кит, жук, дом, мак, мышь. Затем называет слова, выделяя голосом гласный звук. Дети определяют на слух наличие того или иного звука, находят соответствующую букву и вставляют в кармашек напротив картинки.
Игра «Назови последний звук»
Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове. Взрослый помещает в шары картинки. Остальные картинки раскладывает и сообщает детям: - Сейчас я буду называть картинки, а вы слушайте внимательно и называйте только последний звук в слове. - «Ракета» - какой последний звук? Звук А. - Найдите картинку на этот звук. - Поместите картинку в шарик. Затем дети самостоятельно называют предмет, определяет последний звук и подбирают картинку. Затем часы фиксируем на картонную основу.
Игра «Домики»
Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.
В карман клоуну выкладывается буква. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки ( например: [С] и [З], [Л] и [Р], [С] и [Ш], называет картинки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.
Игра «Алфавит»
Цель: обучение алфавиту, определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».
В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).
РЕЦЕНЗИЯ
на дидактическое пособие, разработанное воспитателем
Кузуб Еленой Анатольевной.
Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детского сада №3 муниципального образования Кореновский район г. Кореновск
Дидактическая игра «Весёлые звуки» представляет собой универсальное игровое пособие по направлению : «Речевое развитие». Она предназначена для совершенствования речевых навыков детей с ОНР. Данное дидактическое пособие соответствует одному из основных принципов дошкольной педагогике - обучение по средствам игры.
Дидактическая игра «Весёлые звуки» состоит из наглядного материала в виде ярких плоскостных картинок клоунов с шарами, ламинированных предметных картинок на магнитах, готовых схем для определения местоположения звуков в словах, слоговых схем, набор букв алфавита. Данная дидактическая игра соответствует требованиям ФГОС ДО: отвечает принципам безопасности и доступности, информативности легко трансформируется в соответствующими образовательными задачами, является полифункциональной (может быть использована как дидактическое пособие при проведении занятий по развитию речи, а так же в самостоятельной игровой деятельности детей).
Вариативность каждого задания позволяет в ходе занятия постепенно усложнять игру, а так же максимально разнообразить её с учётом образовательных задач.
Представленная дидактическая игра может быть рекомендована к использованию логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям. Пособие рассчитано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста, 5-7 лет, в детских дошкольных учреждениях, дома, а так же при работе с детьми с ОВЗ.
Применение данной дидактической игры будет способствовать познавательно- речевому и социально –коммуникативному развитию дошкольников.