Елена Фомина
Педагогический проект «Откройся, сказка» в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
авторы -составители воспитатели лопедической группы Фомина Е. А. Мельникова Г. В
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 15 «Бригантина»
Авторский педагогический проект
по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Откройся, сказка!»
Авторы:
воспитатели подготовительной,
Мельникова Г. В. Фомина Е. А.
Публикация «Педагогический проект „Откройся, сказка“ в логопедической группе» размещена в разделах
Городской округ Люберцы, 2020
Содержание
1 Паспорт проекта «Откройся, сказка!»
2 Приложение 1
Фотоотчет к проекту «Откройся сказка!»
3 Приложение 2
Беседы с детьми, картотеки, консультации для родителей к проекту «Откройся сказка!»
4 Приложение 3
Конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Удивительный мир эмоций».
5 Приложение 4
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну Сказок».
6 Приложение 5
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста на тему: «игра – путешествие по сказке С. Т. Аксакова
«Аленький цветочек».
7 Приложение 6
Конспект организованной образовательной деятельности
по конструированию из бумаги (оригами)
детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Аленький цветочек».
8 Приложение 7
Конспект театральной игры в подготовительной группе
для магнитного театра «Три поросенка».
9 Приложение 8
Конспект театральной игры в подготовительной группе
для настольного театра «Волк и семеро козлят».
10 Приложение 9
Сценарий театрализованного представления по мотивам сказки «Аленький цветочек».
11 Приложение 10
Методическое и дидактическое обеспечение проекта.
Пояснительная записка
Благодаря сказке ребенок познает мир
не только умом, но и сердцем.
И не только познает, но откликается на события и
явления окружающего мира,
выражает свое отношение к добру и злу.
В. А. Сухомлинский
Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль детских сказок в развитии детей многообразна: от развития фантазии до развития правильной речи. Сказка сопровождает человека всю жизнь. Жанр сказки самый доступный для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен : дети легче понимают сказку, чем взрослую речь. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации.
Каким образом глубже всего можно раскрыть Сказку для дошкольника? Безусловно, её можно прочитать, можно увидеть на сцене в театре. Но любая сказка засияет глубокими мыслями и яркими чувствами если сыграть её вместе с детьми в детском саду.
Театрализованные представления помогают детям сблизиться с персонажами сказки, пережить их победы и поражения, радость и счастья.
Театр может всё или почти всё. Он творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придаёт уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.
Паспорт проекта «Откройся сказка»
Тип проекта : творческий, информационно-практический
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта : среднесрочный
Срок реализации проекта : с 1 октября по 27 ноября 2020
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной к школе, логопедической группы «Морячок», родители воспитанников.
Актуальность проекта : в современном мире, в век информационных технологий дети большую часть свободного времени проводят у телевизора или компьютера, как показала диагностика, дети не знают названия сказок, не умеют рассказывать их, не интересуются книгами, все это в большой мере влияет на развитие связной речи детей и на такие психические процессы как воображение и фантазия. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. У многих детей коммуникативная функция речи нарушена. Только живое общение обогащает жизнь детей, - нельзя об этом забывать! Тогда как общение с родителями, зачастую, сводится к обсуждению и решению только физиологических и бытовых проблем. Поверхностные знания родителей о сказке, как произведении искусства и применения её для обыгрывания с детьми в разных видах театра, отсутствие внимания родителей и детей к театру приводит в наше время к тому, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению, значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
Гипотеза: приобщение детей к сказке и развитие устойчивого интереса к ней через театрализованную деятельность – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, застенчивости, обучение чувствованию и художественному воображению, познанию окружающего мира, расширения словарного запаса ребенка.
Всё это может дать ребёнку театр – то место, где ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания, сострадания к героям.
Ожидаемый результат:
Знания:
- сформирован интерес детей к народным и авторским сказкам;
- названия сказок по программе старшего дошкольного возраста;
- сформирован интерес детей к разного вида театрам, театральным постановкам, театральному искусству, представления о нем;
Умения:
- пересказ знакомых сказок;
- самостоятельно созданные иллюстрации к сказкам;
- изготовление сказочных масок из бумаги и других подручных средств;
- изготовление сказочных героев из пластилина;
- сформирована способность вживаться в образ персонажа, передавать его характер интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
Навыки:
- формирование коммуникативных навыки и нравственных качеств;
- развитие творческих способностей у детей и личности ребенка через различные виды детской театрализованной деятельности;
Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ и компетенцию родителей по вопросам значения прочтения народных и авторских сказок, театральных постановках и театрализованной деятельности.
Цель проекта : приобщение детей к театральной деятельности через погружение в сказку С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Задачи проекта :
образовательные:
- знакомить с жанровыми особенностями, структурой, сюжетами сказок;
- расширять представления детей о народных и авторских сказках;
- изучить историю происхождения сказки, сказочных героев;
- формировать умение оценивать поступки сказочных героев и свои;
- формировать у детей представления о театральном искусстве;
- познакомить детей с разными видами детских театров;
- познакомить с понятиями «эмоции», «пантомимика», умение распознавать и передавать эмоциональные состояния других
развивающие:
- развивать эмоционально-творческий потенциал дошкольников, устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства, интерес к литературе, театрализованной деятельности;
- развивать навыки творческого рассказывания, коммуникативные и художественные навыки, творческие и актерские способности детей;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту, способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития, развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к чтению, к сказкам, желание быть похожим на положительных сказочных героев, бережное отношение к книгам;
- воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда;
- воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость и тп);
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности, раскрыть ценности совместного творчества.
Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектом :
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Физическое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
Виды использованных технологий:
• Технология игровой деятельности
• Технология интегрированного занятия
• Технология развития творческих способностей детей
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап (1 – 18 октября)
2. Основной этап работы (19 октября – 22 ноября)
3. Заключительный этап (23 – 27 ноября)
Продукт реализации проекта :
• Постановка и видеосъёмка театрализованного представления по мотивам сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»;
• Создание видеофильма по отснятому материалу музыкальной сказки «Аленький цветочек» для презентации родителям и воспитанникам других групп МДОУ «Бригантина».
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап
• Изучение интереса детей для определения темы и целей проекта.
• Выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов.
• Составление плана реализации основного этапа проекта.
• Сбор и анализ методической литературы.
• Изучение педагогического опыта по организации и руководству театрализованной деятельностью.
• Подборка художественной литературы, иллюстраций, картин, аудио и видеоматериала по темам занятий.
• Подборка дидактических и речевых игр.
• Разработка конспектов организационной образовательной и совместной партнерской деятельности детей и взрослых.
• Проведение беседы с родителями на тему проекта.
• Распределение ролей и организация репетиций спектакля.
2. Основной этап работы.
Познавательное развитие:
Беседы:
• Беседа «Что такое сказка?»;
• Беседа «Сказка - кладезь народной мудрости»;
• Беседа «Театр – волшебный мир»;
• «Виды театров в детском саду (традиционные и нетрадиционные).
Организованная образовательная деятельность:
• «Удивительный мир эмоций».
• «Путешествие в страну сказок».
• Игра - путешествие по сказке «Аленький цветочек».
Речевое развитие:
Развитие связной речи:
• Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации);
• Рассказа по картинкам теме «Одежда для театр»;
• Рассказа по картинкам по стихотворению А. Л. Барто «В театре»;
• Заучивание ролей к итоговому спектаклю;
Организованная образовательная деятельность:
• «Сказка в гости к нам приходит»;
• «Путешествие по сказкам Андерсена».
Чтение художественной литературы:
• Чтение и обсуждение сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»;
• Загадки о сказках, героях сказок;
• Чтение и обсуждение русских народных сказок :
«Иван-царевич и серый волк», «Сивка бурка», «Василиса Прекрасная», «Хаврошечка», «По-щучьему велению», «Белая уточка» :
• Чтение и обсуждение произведений А. С. Пушкина:
«У Лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салта не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо не Салта новиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
• Чтение и обсуждение сказок Г. Х. Андерсена:
«Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Дикие лебеди».
Создание картотеки стихотворений о театре.
Художественно – эстетическое развитие:
Рассматривание иллюстраций к сказкам, написанные знаменитыми русскими художниками:
• В. М. Васнецов: «Алёнушка» (1881, «Богатыри» (1881-1898, «Иван Царевич на Сером Волке» (1889, «Царевна-лягушка» (1918, «Спящая царевна» (1900-1926);
• И. Я. Билибин: «Иван-царевич» (1899, «Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги» (1900, «Баба Яга» (1900, «Василиса Прекрасная и белый всадник» (1900, «Сказка о царе Салтане» (1905);
• М. А. Врубель: «Царевна-Лебедь» (1900, «Богатырь» 1898, экран для камина "Гвидон" (1890, "Гоород Леденец. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" для Русской частной оперы в Москве. " (1900).
Рисование:
• «Иллюстрации к сказке «Аленький цветочек»»;
• «Чудище» (техника Штампизм);
• Расскраски по сказкам.
Аппликация:
• Коллективная работа «Торговая флотилия Купца»;
• «Сказочный дворец Чудища».
Лепка:
• «Волшебный лес» (техника Миллефиори);
Музыка:
• «Аленький цветочек» на музыку Фомы Александровича Гартмана, поставленный в 1907 году в Мариинском театре;
• Просмотр отрывков балета «Аленький цветочек» на музыку Климентия Аркадьевича Корчмарёва, впервые поставленный в 1949 году в Новосибирском театре;
• «Аленький цветочек» — опера-мюзикл Алины Новиковой, поставлена в 2014 году в Санкт-Петербургской Филармонии для детей и юношества;
• Разучивание танцевально – ритмические движения «Феи цветов», «Вальс цветов» П. И. Чайковский;
• Русская народная песня «Во поле берёза стояла».
Социально – коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
• «Будьте внимательны и найдите ошибки»;
• «Кто лишний»;
• «Кого не хватает?»;
• «Из какой сказки фраза?»;
• «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам);
• «Отгадай сказку по отрывку»;
• «Придумаем новое название, окончание сказки»;
• «Собери сказку по порядку и наоборот»;
• «Узнай по контуру»;
• «Сложи из частей»;
• «Угадай, кто идет» ( развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев);
• «Угадайте по губам, какого героя сказки я зову»;
• «Назови ласково».
Сюжетно - ролевые игры:
• «Салон красоты»;
• «В театре».
Создание картотеки театрализованных игр «Театральная азбука».
Театрализованные игры, выбранные по картотеке или придуманные по собственному сценарию:
• Пальчиковый театр;
• Настольный театр;
• Магнитный театр;
• Театр масок;
• Ролевой театр.
Физическое развитие:
• Утренняя гимнастика «Герои сказок»;
• Игры по психогимнастике;
• Физкультминутки;
• Дыхательная гимнастика;
• Пальчиковая гимнастика.
Организованная деятельность в режимных моментах:
Конструирование:
• «Аленький цветочек» (техника Оригами);
• «Дом Купца» (из деревянного конструктора);
• «Замок Чудища» (из конструктора Лего)
Сотрудничество с родителями:
• Беседа с родителями на тему «Знакомство с проектом»;
• Чтение сказок с детьми;
• Консультация для родителей на тему: «Развитие творческой личности ребенка через сказку»;
• Консультация для родителей «Сказки читаем — речь развиваем!»;
• Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка»;
• Консультация для родителей «Играем в кукольный театр дома»;
• Домашние задания для родителей и детей (беседа «Как появилась сказка?», изготовление поделок, рисование иллюстраций к знакомым сказкам, изготовление масок к сказкам);
• Помощь в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций к театрализованному представлению по мотивам сказки «Аленький цветочек»;
• Работа по подготовке к постановке театрализованному представлению: разучивание ролей, музыкального материала.
3. Заключительный этап
• Постановка и видеосъёмка театрализованного представления по мотивам сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»;
• Презентации родителям и воспитанникам других групп МДОУ «Бригантина» видеофильма «Аленький цветочек».
Рефлексия.
Проанализировав результаты диагностики, можем отметить, что у детей повысился интерес к сказкам и театральным постановкам, закрепились знания о том, что сказки бывают народные и авторские, волшебные, социально-бытовые, терапевтические, сказки о животных. Ребята узнали о многообразии видов театра, его основных составляющих.
Была подтверждена гипотеза о том, приобщение детей к сказке через театрализованную деятельность служит эмоциональному раскрепощению ребёнка, снятию зажатости, застенчивости, развитию художественному воображению, познанию окружающего мира, расширения словарного запаса ребенка.