Ольга Герасимова
Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста «Юные синоптики»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанниковстарший дошкольный возраст (седьмой год жизни).
Вид деятельности:познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Образовательная область: познавательное развитие.
Место проведения ОД: метеостанция на участке детского сада.
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста „Юные синоптики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Цель:создание условий для детской исследовательской деятельности с помощью использования приборов на метеостанции в ДОУ, самостоятельное выявление характерных сезонных признаков природы и описание погоды с помощью схематичных изображений (условных обозначений).
Задачи:
• Расширять и уточнять представления у детей о погоде, о значении прогноза погоды в жизни человека;
• Учить устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями и состоянием погоды;
• Формировать умения проводить наблюдение за погодой на метеорологической станции, использовать приборы необходимые для наблюдений (осадкомер, флюгер, ветряной рукав, термометр);
• Развивать умение участвовать в беседе, способность анализировать, сравнивать и делать выводы;
• Развивать любознательность, внимание, память, логическое мышление, мелкую и общую моторику;
• Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, желание помогать взрослым;
Предварительная работа: метеостанция на территории ДОУ, беседы из цикла «Детям о погоде», «Профессии взрослых, занимающихся исследованием погоды», «Метеоприборы», «Погодные знаки», рассматривание иллюстраций о природных явлениях, беседа о назначении и безопасном использовании оборудования на метеостанции. Проводили инструктаж по использованию оборудования.
Материалы:метеостанция на территории ДОУ, приборы: термометр, флюгер, осадкомер, ветряной рукав, подготовленные детьми картинки «погодные знаки».
Воспитатель с детьми на утренней прогулке наблюдают вокруг, педагог обращает внимание детей на осенние изменения в природе.
- Ребята, сегодня такой хороший день для прогулки!
- А по вашему мнению, какой сегодня день? Опишите его словами? (Варианты ответов детей).
- Здорово! Как замечательно вы всё описали.
(в руках воспитателя мобильный телефон и раздаётся звук входящего голосового сообщения WhatsApp)
- Ребята, наш воспитатель Валерия Владимировна отправила нам голосовое сообщение и подписала (для ребят).
- Там, наверное, что – то интересное! Хочу узнать ваше мнение? (Варианты ответов детей).
- Отличная идея! Всем вместе прослушать сообщение. (Вместе прослушивают сообщение).
- Доброе утро, Ольга Алексеевна и мои дорогие ребята! Дело в том, что осенью, погода часто меняется, вот порой и не знаешь брать с собой на работу зонт ил и нет и как одеваться по погоде. Я вас прошу сообщить мне какая сегодня погода?
- Как вы думаете, вы сможете помочь Валерии Владимировне и описать состояние погоды сегодня? (Варианты ответов детей).
-Ребята, что вы знаете о погоде? (Варианты ответов детей).
- Правильно, погода – это характеристика природных явлений.
- Какие явления природы вам знакомы? (Перечисляют все знакомые явления).
- Вот это да! Вы такие наблюдательные!
- Всё верно! Такие явления как: облачность, температура воздуха, туман, гроза, молния, дождь, снег, ветер, в природе происходят без участия человека и называются явлениями неживой природы.
- Ребята, скажите, так что такое прогноз погоды? (Дети высказывают свои предположения).
- Отлично, вы молодцы!
(Если дети затрудняются отвечать, педагог рассказывает сам).
- Прогноз погоды – это научное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период.
- А скажите, откуда мы можем узнать о прогнозе погоды? (версии детей).
- Конечно, прогноз погоды мы можем узнать по телевизору, по радио, в интернете. Без информации о состоянии погоды люди не смогли бы планировать свою жизнь.
- Профессия учёных кто занимается изучением погоды и составлением прогнозов погоды, называется - синоптики. Они проводят наблюдения за состоянием неба и почвы. Измеряют температуру воздуха, силу, скорость, направление ветра, определяют давление воздуха, следят за солнечной активностью с помощью специальных метеоприборов и делают записи. Полученные данные о погоде передают в средства массовой информации. Их задача, предупредить всех людей о приближающихся неблагоприятных погодных явлениях.
- Для того, чтобы нам составить прогноз погоды на сегодня для Валерии Владимировны, нам нужно стать ненадолго юными синоптиками.
- Как вам такая идея? (Ответы детей).
- Где мы будем с вами изучать погоду? (Ответы детей).
- Супер! Конечно, на нашей с вами метеостанции!
- Тогда вперёд на метеостанцию, нас ждёт много интересного!
(Дети вместе с воспитателем идут на метеостанцию на территории ДОУ).
- Ребята, вы уже знакомы с приборами на метеостанции, поэтому я предлагаю поиграть в игру: «Назови метеоприбор»
- Я буду называть для чего он предназначен, а вы будете называть его…
(Если кто-то затрудняется, то можно подойти и показать прибор).
- Итак, начнем!
1. Он помогает наблюдать за температурой воздуха называется? (Термометр).
2. Наблюдать за скоростью ветра и его направлением помогают? (Ветряной рукав и флюгер).
3. Количество осадков можно измерить с помощью? (Осадкомера).
- Все эти приборы есть на нашей метеостанции. Теперь ребята решите в какой очерёдности мы будем проводить исследование и как будем составлять прогноз погоды?
(Ребята самостоятельно определяют план наблюдений за погодой и последовательность действий отмечают цифрами магнитиками).
- Но прежде чем приступить, предлагаю немного размяться! Думаю, разминка придаст нам сил!
Воспитатель проводит физкультминутку.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо (наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише, (наклоны делаем медленнее, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носки, потянуться.)
Раз, два — выше голова, (наклоны головы.)
Три, четыре - руки шире, (руки вперед и в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть, (присесть.)
Семь, восемь - тень отбросим. (два хлопка над головой - встать.)
Лист последний пожелтел,
Закружился - полетел…
(Волновые движения руками, стабилизация дыхания, выполняя движения, дети проговаривают слова.)
- Ну что, приступим? Начинайте работу. Если вам нужна моя помощь, то я помогу.
Ребята действуют по самостоятельно составленному плану.
1. Наблюдение за небом мы проводим зрительно и определяем какое небо: пасмурное, солнечная активность, облачность, наличие других признаков и явлений. Подбираем соответствующие карточки.
2. Определяем силу и скорость ветра по флюгеру и ветряному рукаву – подбираем соответствующую карточку.
3. Измеряем температуру воздуха с помощью термометра (холодно, тепло, жарко) – подбираем карточку.
4. Определяем количество осадков с помощью осадкомера и линейки (если дождь был) – подбираем карточку.
5. Выкладываем карточки на экране – определяем прогноз погоды.
После того как карточки выложены на общей доске, дети анализируют, могут в общем описать состояние погоды.
- Здорово, вы молодцы! Вот прогноз погоды на день готов! Теперь его можно сфотографировать и отправить Валерии Владимировне на телефон!
- С какой профессией мы с вами познакомились, когда составляли прогноз погоды для Валерии Владимировны. (Ответы детей).
- А что было самое интересное? (Ответы детей).
- Как вы считаете, у нас всё получилось? (Ответы детей).
- Кто может рассказать? Кому нужен прогноз погоды и зачем? (Ответы детей).
- Какие вы испытывали трудности во время исследований? (Ответы детей).
- Молодцы, вы справились самостоятельно! Вы настоящие юные синоптики!
- Каждого из вас благодарю за любознательность, внимание, интересные идеи и активное участие!
- Я думаю, составленный прогноз погоды поможет Валерии Владимировне собраться по погоде на работу!