Получи документы

Программа дополнительного образования «Школа раннего развития. Речевичок»

Анастасия Хусаинова
Программа дополнительного образования «Школа раннего развития. Речевичок»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Школа раннего развития. Речевичок»

Направленность:социально-гуманитарная

Уровень: стартовый

Возраст детей: от 5-ти до 8-ми лет

Срок реализации: 9 месяцев

Разработчик: ХусаиноваА. Р., воспитатель

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность и уровень программы

Публикация «Программа дополнительного образования „Школа раннего развития, Речевичок“» размещена в разделах

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа раннего развития. Речевичок» (далее – программа) по содержанию является программой социально-гуманитарной направленности, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – годичной, по форме организации – групповой, по уровню сложности содержания – стартовой, по уровню разработки содержания учебного материала программа – авторской.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. К числу наиболее актуальных проблем дошкольников относится слабо развитая связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, выделять главное, им трудно выразить свои мысли и чувства словами.

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка. Данная рабочая программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики.

Педагогическая целесообразность программы «Школа раннего развития. Речевичок» заключается в том, что она направлена на развитие речи в игровой деятельности и поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности. В Программе органически сочетаются традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике развития речи детей с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий.

В основе программы лежит комплексный подход, позволяющий решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевогоразвития (фонетическую, лексическую, грамматическую, и эффективно достигать главной цели - развития связной речи детей.

Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на целостное освоение материала. Ребёнок эмоционально и чувственно обогащается при знакомстве с лексическими темами; в соответствии с лексической темой подобран и систематизирован материал речевых игр и упражнений; ребенок приобретает социально-коммуникативные навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в речевом общении друг с другом и с окружающими.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в её структуру входит образовательная деятельность, позволяющая решить различные виды коррекционных задач, направленных на развитие лексико –грамматических категорий, на развитие связной речи детей, коррекцию звукопроизношения, развитие артикуляционного аппарата с использование игровых методов и технологий.

Программа способствует социальной адаптации детей, расширению кругозора, накоплению сведений об окружающем мире и языке, поддержке личностного становления, творческого воображения.

Категория обучающихся

Программа адресована детям дошкольного возраста от 5-ти до 8-ми лет, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые усваивают самый простейший материал. Посещение занятий осуществляется независимо от способностей и умений детей, без специального отбора. Для обучения по программе важен интерес ребенка к интеллектуальной деятельности, к коммуникативному взаимодействию, развитию связной речи. Для обучения принимаются дети старших и подготовительных групп, достигших 5-летнего возраста.

Характеристики особенностей речевого развития воспитанников старшего дошкольного возраста

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком, увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов.

Формы занятий

Занятия предусматривают групповую форму работы. Занятия построены по тематическому принципу - времена года, мир природы, животных и растений, явления общественной жизни и другие.

Основой комплексно-тематического (перспективного) и календарного планирования работы в группе старшего возраста в соответствии с требованиями Программы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации.

Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:

- наглядность обучения;

- доступность;

- комплексность построения занятий;

- наличие обратной связи на занятиях;

- коммуникативная эффективность;

- принцип природосообразности, т. е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

-принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

-принцип постепенности подачи учебного материала;

-принцип обеспечения активной языковой практики.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап

-Создание эмоционального настроя в группе;

-упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Мотивационный этап

-Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

-выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3. Практический этап

-Подача новой информации на основе имеющихся данных;

-задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и творческих способностей;

-отработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап

-Обобщение полученных знаний;

-подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года, промежуточную (в середине учебного года) и итоговую (в конце года) диагностику речевого развития. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями детей — участников программы

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров — практикумов и открытых занятий.

В предложенной программе особое внимание уделено подбору дидактических упражнений, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально подобранный стимульный материал на основе дидактических игр и упражнений является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию связной речи, необходимой для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы.

Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми.

Оснащение занятий

• аудио видеотека;

• настольно-печатные игры;

• предметные игрушки;

• доска;

• карандаши, фломастеры;

• писчая и цветная бумага;

• мячи «Су-джок»

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Данная программа занятий по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определенной цели и задач:

Цель программы:

Формирование связной речи, развитие активной диалогической и монологической речи.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Задачи программы:

1. Формирование связной речи

2. Формирование речевых навыков, на базе которых будет в дальнейшем развиваться коммуникативная функция речи.

3. Развитие познавательной речевой активности детей, позволяющей расширять кругозор и дающую возможность глубже постигать правила грамматики, явления окружающей действительности, их связи и зависимости.

4. Формирование фонематических процессов (слуха, восприятия)

5. Развитие выразительность речи, умение говорить с разной силой звучания, в разном темпе, изменяя высоту голоса и ритм речи.

6. Обогащение и активизация словаря.

Образовательные задачи:

1. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов.

2. Формировать и совершенствовать активный словарь детей, грамматический строй речи и связную речь дошкольников.

Развивающие задачи:

1. Развить слуховое внимание и слуховое восприятие, фонематический слух.

2. Развить словарь и связную речь (диалогическую и монологическую).

3. Развивать умения применять полученные знания в разных видах

деятельности (игре, общении и т. д.).

4. Способствовать развитию речевого дыхания.

5. Сформировать простейшие графические умения и навыки, развить мелкую моторику с целью подготовки руки ребенка к письму.

Воспитательные задачи:

1. Повышать внимание и усидчивость к выполнению задания.

2. Развивать интерес к художественному слову.

3. Воспитать культуру речевого общения (внимательное отношение друг к другу, умение слушать собеседника до конца, не перебивая его).

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Школа раннего развития. Речевичок»
Опубликовано: 27 октября 2024 в 17:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Школа раннего развития. Речевичок»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Хусаинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД