Глущенко М В
Методическая разработка дидактических игр на основе технологии критического мышления «Кубики Блума»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Дидактические игры на основе технологии критического мышления «Кубики Блума» позволяют детям уметь мыслить и рассуждать исходя из поставленных вопросов и проблем, систематизируют объем знаний по определенной теме. Проявляют любознательность, ребята с легкостью задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; проявляется желание наблюдать и экспериментировать. Дети умеют размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать умозаключения на основе собственного опыта;
Публикация «Методическая разработка дидактических игр на основе технологии критического мышления „Кубики Блума“» размещена в разделах
Овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др, а также обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Дидактическая игра
«Безопасный город для ребят» О чем говорят правила дорожного движения
на основе технологии критического мышления «Кубики Блума»
Цель игры: дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, соблюдая правила безопасности; развивать способность воспринимать реальный мир города, закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
Кубик Блума — это приём педагогической техники, который помогает не только запомнить, но и проанализировать, прочувствовать и понять материал.
Материал: Наглядно-дидактические карточки для рассматривания, игровое поле, фигурки пешеходов, дорожные знаки, светофоры, транспортные средства и кубик Блума.
Правила игры: В игру играют дети с 5 лет и старше. Играющих до 3-х человек.
Ход игры: Перед началом нужно выбрать ведущего. Им может стать взрослый. Педагог показывая картинку по теме. Ребенок берет в руки кубик Блума и заводит игру. Детям необходимо кинуть кубик на стол. Затем, на выпавшее ключевое слово грани кубика, всего на гранях кубика Блума 6 вопросов :
1. «Почему».
2. «Придумай».
3. «Поделись».
4. «Назови».
5. «Предложи».
6. «Объясни».
Вопросам нужно придумать продолжение, а затем ответить на них. Другой вариант — составить задание и выполнить его.
Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов задается, тем лучше усвоите изучаемый материал.
Варианты игры могут усложняться в зависимости от возраста детей.
Дидактическая игра
«Опасности вокруг нас»
на основе технологии критического мышления «Кубики Блума»
Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал: Наглядно-дидактические карточки с изображением опасных и безопасных действий детей; кубик Блума.
Правила игры: В игру играют дети с 5 лет и старше. Играющих до 5- человек.
Ход игры: Перед началом нужно выбрать ведущего. Им может стать взрослый. Педагог показывая картинку по теме. Ребенок берет в руки кубик Блума и заводит игру. Детям необходимо кинуть кубик на стол. Затем, на выпавшее ключевое слово грани кубика, всего на гранях кубика Блума 6 вопросов :
1.«Почему».
2.«Придумай».
3.«Поделись».
4.«Назови».
5.«Предложи».
6.«Объясни».
Вопросам нужно придумать продолжение, а затем ответить на них. Другой вариант — составить задание и выполнить его.
Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов задается, тем лучше усвоите изучаемый материал.
Варианты игры могут усложняться в зависимости от возраста детей.
Дидактическая игра
ОДЕЖДА «Когда это носят?»
на основе технологии критического мышления «Кубики Блума»
Цель: знакомить с названиями предметов одежды, пополнение словарного запаса, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления; уточнять, расширять и обобщать представление детей об одежде; обогащать словарь детей по теме «Одежда»; развивать целостное восприятие и внимание; формировать умения составлять описание одежды, развивать связную речь.
Оборудование: картинки
Материал: Наглядно-дидактические карточки с разными предметами одежды и обуви, сюжетные картинки времен года. кубик Блума.
Правила игры: В игру играют дети с 5 лет и старше. Играющих до 5- человек.
Ход игры: Перед началом нужно выбрать ведущего. Им может стать взрослый. Педагог показывая картинку по теме. Ребенок берет в руки кубик Блума и заводит игру. Детям необходимо кинуть кубик на стол. Затем, на выпавшее ключевое слово грани кубика, всего на гранях кубика Блума 6 вопросов :
1.«Почему».
2.«Придумай».
3.«Поделись».
4.«Назови».
5.«Предложи».
6.«Объясни».
Вопросам нужно придумать продолжение, а затем ответить на них. Другой вариант — составить задание и выполнить его.
Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов задается, тем лучше усвоите изучаемый материал.
Варианты игры могут усложняться в зависимости от возраста детей.
Дидактическая игра «Времена года»
на основе технологии критического мышления «Кубики Блума»
Цель : Сформировать у детей дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе на основе иллюстрационного материала. Игра позволяет одновременно решать задачи по развитию: словесно-логического мышления; умению обобщать, классифицировать и сравнивать, предметы; устанавливать причинно-следственные, логические связи. Способствует развитию памяти, внимания, творческого воображения; монологической и диалогической речи.
Материал: Наглядно-дидактические карточки по теме, кубики, на гранях которых наклеены картинки с подходящими к ним наводящими вопросами: «Назови», «Объясни», «Почему», «Придумай», «Поделись». Картинки на гранях каждого кубика соответствуют определенной лексической теме.
Ход игры: Перед началом нужно выбрать ведущего. Им может стать взрослый. Педагог показывая картинку по теме. Ребенок берет в руки кубик Блума и заводит игру. Детям необходимо кинуть кубик на стол. Затем, на выпавшее ключевое слово грани кубика, всего на гранях кубика Блума 6 вопросов :
Предполагаемые вопросы к игре
Вопросы Кубик Блума «Осень» :
Назови основные признаки осени?
Объясни какие птицы осенью улетают на юг? Почему?
Вопросы Кубик Блума «Зима» :
Придумай свои названия для зимних месяцев?
Поделись какие зимние праздники ты знаешь?
Вопросы Кубик Блума «Весна» :
Придумай какие бы ты дал названия весенним месяцам?
Поделись нравится ли тебе время года весна? Если нравится, почему?
Вопросы Кубик Блума «Лето» :
Назови три летних месяца?
Объясни почему появляется роса?
Почему летом в жаркую погоду нельзя ходить без головного убора?
Дидактическая игра «Наша страна Россия».
на основе технологии критического мышления «Кубики Блума»
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице; способствовать закреплению знания герба своей страны (города, области) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает
Материал: Наглядно-дидактические карточки для рассматривания; и кубик Блума.
Правила игры: В игру играют дети с 5 лет и старше. Играющих до 3-х человек.
Ход игры: Перед началом нужно выбрать ведущего. Им может стать взрослый. Педагог показывая картинку по теме. Ребенок берет в руки кубик Блума и заводит игру. Детям необходимо кинуть кубик на стол. Затем, на выпавшее ключевое слово грани кубика, всего на гранях кубика Блума 6 вопросов :
1. «Почему-».
2. «Придумай».
3. «Поделись».
4. «Назови».
5. «Предложи».
6. «Объясни».
Вопросам нужно придумать продолжение, а затем ответить на них. Другой вариант — составить задание и выполнить его.
Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов задается, тем лучше усвоите изучаемый материал.
Варианты игры могут усложняться в зависимости от возраста детей.
Дидактическая игра «Профессии».
на основе технологии критического мышления «Кубики Блума»
Цель: Ознакомление детей с профессиями и предметами, которые нужны в той или работе. Расширять представление детей о разнообразии профессий. Упражнять детей подбирать инструменты, и материалы необходимые для работы людей разных профессий. Развивать навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую, связную устную речь.
Материал: Наглядно-дидактические карточки для рассматривания по теме; кубик Блума на гранях которого написано:
• Назови.
• Почему.
• Объясни.
• Предложи.
• Придумай.
• Поделись.
Правила игры: В игру играют дети с 5 лет и старше. Играющих до 3-х человек.
Ход игры:. Воспитатель или ребенок бросает Кубик. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Назови, какие-то знаешь профессии? Почему должны быть разные профессии? Объясни, зачем нужны эти профессии? Предложи, что нужно человеку, чтобы получить профессию? Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла? Поделись, какую профессию ты выбираешь?
Вопросам нужно придумать продолжение, а затем ответить на них. Другой вариант — составить задание и выполнить его.
Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов задается, тем лучше усвоите изучаемый материал.
Варианты игры могут усложняться в зависимости от возраста детей.
Ожидаемые результаты.
Играя с пособием дидактические игры на основе технологии критического мышления «Кубики Блума» у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.