Татьяна Савина
Авторитаризм как средство манипулирования в подростковой образовательной среде
▼ Скачать + Заказать документы
Авторитаризм как средство манипулирования в подростковой образовательной среде
Родительское собрание в 7А классе МБОУ СОШ №40 г. Шахты от 17.11.2017г.
Подготовила Савина Т. К.,
педагог-психолог МБОУ СОШ №40
Деструктивные отношения в подростковой образовательной среде, чаще всего, в классе, имеют место быть, если межгрупповое взаимодействие проходит преимущественно по типу соперничества. В поведении некоторых подростков часто прослеживается стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников путем их устрашения или с помощью эмоционального насилия. Возникает такая система, в которую входят «преследователь», «жертва» и «наблюдатели» (потенциальные жертвы). Возможность доминировать - очень сильный стимул для подростка в период полового созревания. Но есть и обратная сторона этой медали : слишком контрастное противопоставление себя всем остальным, как правило, делает такого ученика изгоем в классе.
Публикация «Авторитаризм как средство манипулирования в подростковой образовательной среде» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название «подростковый комплекс», а нарушения поведения – «пубертатный криз», что связано с повышенным содержанием гормонов в организме подростка. Проявления «подросткового комплекса» : группирование, ведомость, подражание, лицемерие, демонстративность (истеричность, поверхностное и навязчивое общение, информационно-коммуникативные увлечения, импульсивность, разные виды агрессии (вербальная, физическая, косвенная, размытая половая идентификация, соперничество, стремление к доминированию, склонность к зависимостям (в том числе, нехимическим, к формам поведения, гарантирующим удовольствия и т. д.
В этой ситуации нельзя не замечать, умалчивать перечисленные качества, а честно информировать подростка о естественных проявлениях «подросткового комплекса». С познания себя, особенностей своей психологии начинается становление личности, обретение взрослого мышления. Развитие сознательного (рационального) реагирования подростков, их личной ответственности и самостоятельного мышления – цель педагогов, школьных психологов, наравне с родителями. В школе имеют место быть разные формы подростковой агрессии : буллинг (индивидуальная агрессия, моббинг – групповая, а также вандализм, драки, мелкое хулиганство).
Взрослый, прежде всего родитель, должен осознать проблему возможного авторитаризма подростка, потому что именно в семье складываются главные поведенческие стереотипы подростка. По данным специалистов насильственные действия чаще всего совершают те подростки, которые сами становятся жертвами насилия со стороны взрослых. Насилие совершается подростком, чтобы повысить свою самооценку, компенсировать свою ущербность. И здесь становится уместным психолого-педагогическое сопровождение агрессивного подростка, работа по изменению отношения подростка к самому себе.
Вмешательство учителя, классного руководителя, школьного психолога в деструктивные взаимоотношения в классе продиктовано необходимостью отстаивать интересы ученика, которым пытаются манипулировать. Индивидуальная работа с агрессивным подростком ведется на рациональном (сознательном, а не авторитарном уровне, в форме беседы с ознакомлением подростка с результатами психологических тестов. Повторюсь, ведется работа по изменению отношения подростка к самому себе. Нужно сказать, что агрессия – это, прежде всего, показатель тревоги. Поэтому задача школы – понять источники тревоги подростка, нивелировать их по возможности. Именно тревога способствует тому, что человек ведет себя агрессивно, стремясь превентивно подавить источники угрозы. В лице классного руководителя и школьного психолога делается все, чтобы развить у агрессивного подростка логическое мышление, способность анализировать, делать объективные выводы, научить адекватно общаться со сверстниками. Свою личную проблему агрессивный подросток должен осмыслить. А осмысление – это всегда труд души человека. Но готов ли подросток к такому труду – покажет только время. Только осознанный эмоциональный опыт человека научает сопереживанию другим людям.
В октябре этого года в соответствии со ФГОС в 7А классе была проведена групповая психодиагностика межличностного взаимодействия в классе, характерологических особенностей каждого учащегося и - по запросу классного руководителя- индивидуальная диагностика эмоционального состояния нескольких учащихся. Да, межгрупповое взаимодействие в классе все еще проходит по типу соперничества отдельных учащихся. Но в целом психологический климат в классе стабилизировался: наступило хрупкое равновесие между эмоциональным позитивом и эмоциональным негативом учащихся. Всю вторую половину октября в классе велась активная психолого-педагогическая работа с подростками : все учащиеся познакомлены с результатами своей диагностики. Проведены индивидуальные консультации с отдельными учащимися, запланированы групповые интерактивные занятия и тренинги в классе с одной целью: снять эмоциональный негатив отдельных учащихся, укрепить психологический климат, который только благоприятствует стабильной успеваемости.
Профилактика агрессии и отклоняющегося от нормы поведения среди подростков требует постоянного психолого-педагогического сопровождения и коррекции.
Разработана адаптированная тренинговая программа общения, которая предполагает 5 встреч (А. С. Прутченкова «Социально-психологический тренинг в школе» М., 2008г. и тренинговой программы на сплочение и командообразование «Лицом к лицу» Св. Прониной М. ,2013г.).
Цель программы: развитие навыков эффективного взаимодействия и повышение уровня толерантности в учебной группе.
Подростков необходимо учить конструктивно общаться, не попадать в конфликтные ситуации, достойно из них выходить, без потери лица, без снижения своей самооценки и самоуважения.
Методическая литература
1. Елена Рязанкина «Авторитаризм как средство манипулирования в подростковой среде» (ж. Школьный психолог №6 2011г.)