Инна Пошовкина
Использование нейропсихологических приемов для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нейропсихологических приемов для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ
«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».
Д. Лессинг
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия :
зеркальное написание букв и цифр;
несформированная ведущая рука, что выражается в обоерукости или псевдолеворукости;
нескоординированная работа рук;
Темочки:
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
низкий уровень фонематического слуха
интеллектуальная недостаточность;
низкая стрессоустойчивость: тревожность, плаксивость, плохое настроение. логопедические отклонения;
неловкость движений;
агрессия;
плохая память;
отсутствие познавательной мотивации
преобладание наглядно-образного мышления
трудности с логическим соотнесением, восприятием абстрактным схем
снижение работоспособности
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?
Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)
Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?
Причин может быть много, вот несколько из них:
- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
- родовые травмы;
- болезни ребёнка в первый год;
- длительный стресс;
- общий наркоз.
С помощью чего формируются межполушарные взаимодействия?
- Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации.
- Игры и упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти.
- Игры и упражнения, формирующие мыслительные операции.
- Кинезиологические упражнения.
Зеркальное рисование.
Ментальные карты.
«Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью.
Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации.
Программа «Гимнастика мозга» была разработана в 1970-х гг. американским ученым Полом Денисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым в преодолении трудностей обучения.
Пол Дэннисон не просто психолог, а педагог по образованию.
Он очень много практиковал с детками, которым в обычных школах ставили диагноз «слабоумие».
И практиковал успешно, доказав что любого ребенка можно «включить».
Да, кто-то включится на полную мощь, а кто-то только учится осваивать физические движения и задействовать два полушария мозга. Но! Никто не остается на месте. При всей своей простоте методика дает удивительные результаты.
Упражнения для развития и формирования межполушарного взаимодействия.
Исследованием межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста, несомненно, должны заниматься специалисты.
Однако для первичной и приблизительной оценки можно использовать пробу на реципрокную координацию рук Н. Н. Озерецкого.
Ребенку предлагается положить перед собой руки ладонями вниз, причем одну из них сжать в кулак, а вторую – выпрямить. Задача состоит в том, чтобы одновременно изменять положение рук, сжимая одну и расправляя другую Такие движения повторяются несколько раз в течение 15–20 секунд и более.
Возможно усложнение задачи за счет ускорения темпа, а также выполнение с закрытыми глазами для исключения
Кинезиологическая сказка
Предполагает выполнение кинезиологических упражнений в процессе повествования текста, в котором встречаются эти упражнения. Считается эффективным средством, которое ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Нейротренажёр «Межполушарная восьмерка»
(«Умная восьмерка», «Бесконечный мяч»)
Работая с «Умной восьмёркой», можно не только укреплять межполушарное взаимодействие, но и осуществлять мозжечковую стимуляцию мозга.
Для того, чтобы прокатить шарик по «восьмёрке», необходимо регулировать положение тела в пространстве, балансировать положение рук на тренажёре, чтобы шарик катился в заданном направлении.
Движение глаз по «восьмёрке» укрепляет межполушарное взаимодействие, а также снижает эмоциональное напряжение (эффект десенсибилизации и переработки движением глаз).
Наглядные способы использования графических схем (графический способ организации материала)
Кластеры.
Схема «Фишбоун» («Рыбные косточки»)
Денотатаные графы
Паутинка
Дерево
Ментальные карты.