Галина Семушина
Проект по автоматизации звуков с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Автоматизация звуков
с использованием мнемотехники
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор : воспитатель коррекционной группы
Семушина Галина Владимировна
Тема проекта : «Автоматизация звуков
с использованием мнемотехники»
Вид проекта долгосрочный (учебный год, групповой
Тип проекта :познавательно- речевой направленности
Публикация «Проект по автоматизации звуков с использованием мнемотехники» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети – педагоги - родители.
Сроки выполнения проекта :2023-2024г
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский.
Автоматизация звуков с использованием мнемотехники
Актуальность проекта.
Автоматизация звуков с использованием мнемотехники
Работая с детьми, имеющими различные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Дошкольники с нарушениями речи без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей отмечаются нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами запоминания. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у них снижается самоконтроль за речью. Поэтому очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить.
Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Теоретическое обоснование проекта
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Цель проекта :
Данный проект направлен на автоматизацию, дифференциацию поставленных звуков у детей с нарушениями речи путем использования мнемотехники.
Задачи проекта :
•ускорении процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
Перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;
Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом изображении;
Обогащение словарного запаса.
Автоматизация, дифференциация звуков у детей.
участники проекта : дети коррекционной группы (старший-подготовительной группы)
сроки реализации проекта : долгосрочный (с сентября по май)
Пути реализации:
тематические занятия (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные).
консультации для родителей, статьи в уголок для родителей.
оформление иллюстраций, картинок, альбомов по мнемотехнике (в соответствии с тематикой недели).
использование ИКТ (ролики с музыкальными стихотворениями для закрепления звуков).
Наглядности (большое количество наглядного материала). /
Доступности (материал соответствует возрасту).
Практические задания.
Работа с мнемотаблицами и пиктограммами
Разучивание скороговорок по мнемотаблицам
Участие в инсценировках с мнемотаблицами
Изготовление мнемотаблицами
План реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, альбомов, иллюстраций….
• Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту.
2. Основной этап.
• Проведение НОД, (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) :
1. Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.
Виды заданий:
-произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т. д.);
-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
-произносим тихо или громко;
-произносим в разном темпе (медленно или быстро);
-произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).
2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.
Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.
.3 Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
3. Заключительный этап:
Проведение итогового занятия «Всех скороговорок не перегоаорить!» (май)
Выставка рисунков детей «Моя любимая сказка» (мнемотаблица).
Игра: «Что,где,когда?»
Список использованных источников :
1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : «Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
2. Чохолидзе Т. Учим стихи по картинкам. М. : Просвещение. 2006.
3. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 200
4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд. ,дораб. – М. : Просвещение, 1998
5. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. М. : Просвещение. 1990.
6. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1999.