МААМ-картинки

Проект по автоматизации звуков с использованием мнемотехники

Галина Семушина
Проект по автоматизации звуков с использованием мнемотехники

Проект

Автоматизация звуков

с использованием мнемотехники

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Автор : воспитатель коррекционной группы

Семушина Галина Владимировна

Тема проекта : «Автоматизация звуков

с использованием мнемотехники»

Вид проекта долгосрочный (учебный год, групповой

Тип проекта :познавательно- речевой направленности

Публикация «Проект по автоматизации звуков с использованием мнемотехники» размещена в разделах

Участники проекта : дети – педагоги - родители.

Сроки выполнения проекта :2023-2024г

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский.

Автоматизация звуков с использованием мнемотехники

Актуальность проекта.

Автоматизация звуков с использованием мнемотехники

Работая с детьми, имеющими различные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Дошкольники с нарушениями речи без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей отмечаются нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами запоминания. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у них снижается самоконтроль за речью. Поэтому очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить.

Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Теоретическое обоснование проекта

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Цель проекта :

Данный проект направлен на автоматизацию, дифференциацию поставленных звуков у детей с нарушениями речи путем использования мнемотехники.

Задачи проекта :

•ускорении процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

Перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом изображении;

Обогащение словарного запаса.

Автоматизация, дифференциация звуков у детей.

участники проекта : дети коррекционной группы (старший-подготовительной группы)

сроки реализации проекта : долгосрочный (с сентября по май)

Пути реализации:

тематические занятия (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные).

консультации для родителей, статьи в уголок для родителей.

оформление иллюстраций, картинок, альбомов по мнемотехнике (в соответствии с тематикой недели).

использование ИКТ (ролики с музыкальными стихотворениями для закрепления звуков).

Наглядности (большое количество наглядного материала). /

Доступности (материал соответствует возрасту).

Практические задания.

Работа с мнемотаблицами и пиктограммами

Разучивание скороговорок по мнемотаблицам

Участие в инсценировках с мнемотаблицами

Изготовление мнемотаблицами

План реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, альбомов, иллюстраций….

• Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту.

2. Основной этап.

• Проведение НОД, (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) :

1. Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

Виды заданий:

-произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т. д.);

-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);

-произносим тихо или громко;

-произносим в разном темпе (медленно или быстро);

-произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).

2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

.3 Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

3. Заключительный этап:

Проведение итогового занятия «Всех скороговорок не перегоаорить!» (май)

Выставка рисунков детей «Моя любимая сказка» (мнемотаблица).

Игра: «Что,где,когда?»

Список использованных источников :

1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : «Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

2. Чохолидзе Т. Учим стихи по картинкам. М. : Просвещение. 2006.

3. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 200

4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд. ,дораб. – М. : Просвещение, 1998

5. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. М. : Просвещение. 1990.

6. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1999.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуковДидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуков Процесс автоматизации звуков часто занимает много времени. Я предлагаю автоматизировать звуки через игру, которая может применяться неоднократно.

Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуковДидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу рассказать Вам о дидактическом.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.

Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г]Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г] Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г] Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию логопедическую игру.

Логопедическая игра «Гусеница на рыбалке» для автоматизации звуков [Р] и [Р’]Логопедическая игра «Гусеница на рыбалке» для автоматизации звуков [Р] и [Р’] Предлагаю вашему вниманию игру, для создания которой понадобились старые компьютерные диски, разноцветные пластмассовые брелки для ключей,.

Логопедические игры для автоматизации звуков у дошкольниковЛогопедические игры для автоматизации звуков у дошкольников .

Настольная игра по автоматизации звуков [Л] и [Р] «ЛогоЦветная реакция»Настольная игра по автоматизации звуков [Л] и [Р] «ЛогоЦветная реакция» Прототипом послужила настольная игра «Цветная реакция», цель игры автоматизация звуков Л, Р в различных позициях слова, развитие внимания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по автоматизации звуков с использованием мнемотехники
Опубликовано: 3 ноября 2023 в 15:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД