Екатерина Цветкова
Конспект занятия «Автоматизация звука [р] в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить правильно произносить звук [р’] в словах со стечениями и предложениях с подобными словами.
Задачи:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать фонематическое восприятие;
- расширять словарный запас, кругозор;
- совершенствовать интонационную окраску речи;
- развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции;
- совершенствовать навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркало, презентация “Автоматизация звука [р’] в словах и предложениях”.
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [р] в словах“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Рекомендация: в ходе занятия проводится словарная работа со всеми словами, незнакомыми детям.
Ход занятия
Презентация
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [р’] в различных словах и предложениях. Посмотрите, кто к нам пришёл!
Петрушка: Привет, это снова я - Петрушка Кирюша. Надеюсь, вы не забыли, какой у меня любимый звук? ([Р’]) Постарайтесь запомнить как можно больше слов с этим звуком из тех, которые услышите на этом занятии.
2. Связь звука с героем-символом.
Петрушка: Давайте споём мою любимую песенку, которую про меня написал С. Я. Маршак. :
“Эй, не стойте слишком близко -
Я тигрёнок, а не киска!
Рь – ря – рё – рю – ри – ре!”.
Далее звучит музыка, под которую дети поют песню тигрёнка.
Петрушка: Какие же вы молодцы!
3. Уточнение артикуляции звука [р’].
Петрушка: А теперь напомните характеристики звука [р’] (фонетическую и артикуляционную).
(Звук [р’] - согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду: язычок дрожит за верхними передними зубами, мягкий, звонкий)
Петрушка: Правильно!
4. Развитие фонематического восприятия.
Петрушка: Но я пришёл к вам за помощью. Сегодня во дворе дома в песочнице нашёл брошенную морскую черепаху. Её зовут Марина. Это имя в переводе с греческого языка означает морская. Она плакала и просила отвезти её на родину, на Карибы. А вы знаете, что такое Карибы? Это и море и острова. Посмотрите как там красиво! Я хотел бы ей помочь, но одному мне не справиться. Поможете мне, доставить её туда?
Логопед и дети: Конечно, надо выручать Черепаху из беды!
Петрушка : Я рад, что вы согласились, но какое бы средство передвижения нам для этого использовать? Ведь придётся пересечь океан и плыть по Карибскому морю. Мне приглянулось одно судно, догадайтесь, какое: яхта, бот, ладья, каноэ, фрегат.
(Если не догадаются, предлагается помощь: в названии этого судна есть любимый звук тигрёнка)
Картинка с фрегатом выделяется.
Петрушка Молодцы! А теперь давайте поспешим. На причале нас ждёт фрегат “Стремительный”.
На фрегате “Стремительный”
Моряк был очень бдительный.
Григорий: Меня зовут Григорий. Я приглашаю на фрегат только тех ребят, которые хорошо умеют делать зарядку для язычка, чтобы они смогли мне помогать в трудном и опасном плавании.
Моряк привык к порядку —
Моряк любил зарядку! (В основе четверостишие Синицыной И. Ю.)
(Гиперссылка “моряк Григорий” на презентацию с артикуляционной гимнастикой. Слайды презентации с зарядкой /с 1 по 12/ переключаются автоматически. Возврат с 12-го слайда аналогичной гиперссылкой)
4. Развитие артикуляционной моторики.
Артикуляционные упражнения:
“Заборчик” - “Дудочка” с нагрузкой (“коза – корова”).
“Часы” с нагрузкой (“пальчики и ножки”).
“Качели” с нагрузкой (“пальчики и ножки”).
“Чистим верхние зубы”.
“Катушка” (язык выкатывается из-за верхних зубов)
“Маляр”
“Лошадка”
“Грибок”
“Барабанчик”
Григорий: Здорово!
5. Автоматизация звука [р’] в слогах (повторение).
Григорий: А теперь приглашаю вас в кубрик, но предупреждаю, что там живёт очень приставучее эхо. Чтобы эхо не мешало нам в пути, надо поиграть с ним в его любимую игру. Эхо назовёт вам слоги, а вы должны повторить их без ошибок: пря – прё - при, бри – брю - бря, фрё - фре – фри, вря – ври – вре, крю – кря – кре, трю – тре – три.
Григорий: Молодцы! Теперь эхо не будет нас донимать! Пора в путь!
6. Автоматизация звука [р’] в словах (повторение).
Логопед: И вот фрегат отчалил от пристани, покинул родной берег и плывёт через океан.
Тигрё нок: О, ужас! Начинается буря. Какие огромные волны! Как раскачивают они наш фрегат? Что же делать?
Логопед: И тут глубины моря выплывает вредная Мурена.
Мурена: Я могу замолвить слово перед Морским царём, но вы мне за это должны заплатить: по 10 раз произнести каждое слово, которое я назову. И попробуйте только ошибиться, я вас сразу заберу к себе на дно морское.
(Гиперссылка “Мурена” на презентацию с заданиями Мурены. Слайды презентации с заданиями (с 1 по 9) переключаются по щелчку. Возврат с 9-го слайда аналогичной гиперссылкой)
Дети повторяют каждое слово по 10 раз.
Бриз, бриг, бригантина, прибой, прибрежный, креветка, трюм, трезубец, трепанг.
Мурена (Cлайд 13) : Хм! Справились! Так и быть, я сегодня добренькая, плывите дальше!
Петрушка и черепаха : Спасибо, ребята за помощь, буря утихла.
7. Автоматизация звука [р’] в предложениях.
Петрушка: Ой, посмотрите, это же Карибское море. Ещё чуть-чуть и Черепаха высадится на родной берег, а мы поплывём обратно.
По щелчку слышится грохот.
Логопед: Что за грохот! Что случилось? Почему мы не плывём?
Григорий: Фрегат налетел на риф, а я не могу отправить сигнал бедствия “SOS”, передатчик сломался.
Логопед: Вдруг раздался голос сверху. Это была пролетающая мимо птица-фрегат.
Фрегат: Я помогу вам! Отнесу вашу просьбу о помощи ближайшим кораблям, только потренируйте меня чётко произносить человеческие фразы, чтобы я ничего не напутал.
Логопед: Давайте ребята потренируем фрегата. Повторяйте за Кирюшей, а фрегат будет повторять за вами. (Произносят чистоговорки (скороговорки) с различной интонацией, разными логическими ударениями и темпом)
Бря – брё – бри – на побережье бриз
Прю – пре – при – мы получим приз
Кря – крю – кре – креветочка в ведре
Тре – трю – анг - в трюме прячется трепанг
Логопед : И вот фрегат летит над Карибским морем. Что это там впереди? Да это военный крейсер. Чтобы крейсер снял фрегат с рифов, надо выучить волшебную скороговорку.
Фрегат над фрегатом летал.
Крейсер на помощь позвал.
К фрегату крейсер плывёт
Крейсер фрегат спасёт.
Логопед : Крейсер снял наш фрегат с рифа и мы опять плывём по Карибскому морю!
8. Автоматизация звука [р’] в текстах.
Петрушка: Смотрите, это же Черепаший остров!
Логопед: Какой же он красивый! Сколько там черепах! Черепаха прыгнула за борт и плывёт к берегу. Кирюша и Григорий тоже не удержались и прыгнули вслед за ней. Выбравшись на берег, Кирюша воскликнул.
- Я сочинил стихотворение о наших приключениях. Давайте выучим его, чтобы дома рассказать своим родителям.
Речь с движением. (В основе стихотворение М. Бородицкой)
Логопед : Пока мы запоминали стихотворение, наш фрегат без приключений вернулся домой.
8. Итог занятия.
Логопед: Давайте повторим.
Какой звук вы учились правильно произносить?
Какие слова со звуком [р’] вы запомнили из нашего занятия?
Вам удалось справиться со всеми заданиями, молодцы! Черепаха, Петрушка и Григорий вас благодарят.