Мухаметзянов Светлана
Отчёт «Самообразование по экологическому образованию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт «Самообразование по экологическому образованию дошкольников.» г. Троицк Челябинская обл. МБДОУ «Детский сад №32» Воспитатель: Мухаметзянова С. В.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела. От сегодняшних детей зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенку, но и прочувствовано. Должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я считаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Публикация «Отчёт „Самообразование по экологическому образованию дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель: повышение профессиональной компетенции в вопросах экологического воспитания детей.
Задачи:
1. Повысить профессиональный уровень
2. Продолжать изучение методической литературы по экологическому воспитанию детей.
3. Формировать у дошкольников экологическую культуру посредством их приобщения к ценностным основам отношения к природе.
4. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
5. Формировать у детей навыки заботливого отношения к объектам живой и неживой природы.
6. Способствовать повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия МДОУ и семьи по экологическому воспитанию
7. Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
8. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
• Создание условий, развивающей среды.
• Повышение своей экологической грамотности, профессионализма в области экологического воспитания.
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Воспитательно-образовательный процесс с детьми, строится на основе Программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Мною использованы разные формы работы по самообразованию :
- Составление анкеты для проведения анкетирования родителей.
-Подбор материала для консультаций, листовок, памяток.
-Подбор литературы для чтения детям.
-Подбор,изучение дидактических и подвижных игр по экологии.
-Создание словаря терминов по экологии для дошкольников.
-Изучение и использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
Большую помощь в работе по экологии оказывают книги :
Натальи Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». Нравятся детям рассказы, стихи, сказки Г. Тукая, М. Джалиля, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним.
Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи., Аксёнова З. Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников» ТЦ «Сфера» 2011г,Кокуева Л. В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе» «АРКТИ» 2005г,.Молодова Л. П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников» «Асар» 2001г. ,. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» «Просвещение» 2006г. Николаева С. Н. «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников» «Мозаика – Синтез» 2010г.
При работе с детьми были использованы разные формы работы :
-Беседы за круглым столом о всевозможных загрязнениях природы.
-Чтение литературы.
-Просмотр слайдов природы страны и знакомые места нашего города.
-Рассматривание и беседа по картинам природы.
-Изготовление природоохранных знаков.
-Разучивание стихотворений о охране природы.
-Прослушивание аудиозаписей со звуками природы.
-Знакомство и разучивание дидактических игр на экологическую тему. «Следы», «Лесник»и много других.
Разучивание подвижные игры «Ручейки-озеро» «Птички», «Пастух и овцы», «Цыплята и ястреб», «Хитрая лиса», «Караси и щука». Эти игры оказывали благоприятное влияние на их всестороннее развитие. В сюжетно-ролевых играх дети любят путешествовать - были организованы такие игры, как «Экскурсия в зоопарк», «Путешествие к морю»,.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отведено наблюдению. Наблюдение – это результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Дети видят природу в естественных условиях, простейших, наглядно-представленных взаимосвязях. Системное использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности. Познакомила детей с народными приметами: «Поздний листопад – к сухой долгой зиме», «Зима морозная – лето жаркое», «Февраль богат снегом, апрель – водой». Познакомила с календарем русской природы: «Декабрь - стужайло», «Февраль - бокогрей», «Март - протальник», «Апрель – снегогон», «Май – травень» и т. д. Учила делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, наблюдать за растениями и животными
Работа с родителями
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только совместными усилиями с родителями можно решить главную задачу – воспитание человека экологически грамотного.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на связи педагог-родитель
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
В работе с родителями я использовала разные формы работы по экологическому воспитанию детей :
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, листовки.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности.
- Выпуск памяток, листовок, папок- передвижек.
Анализируя свою работу я выяснила, что все мероприятия проводимые с детьми и родителями помогли мне и сыграли большую роль в экологическом воспитании детей.
В результате проделанной работы:
Дети научились понимать, что природа – это наш общий дом, закрепили знания о животных: зверях, рыбах, птицах; научились классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки; устанавливать причинно-следственные связи. Во время наших мероприятий у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы; сформированы начала экологической культуры детей; дети получают практические знания по охране природы; развиваются речевые навыки детей; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Планирую в дальнейшем. Изучить материал и подобрать для проведения с детьми разных дискуссий, опытов, экспериментов на экологическую тему. Изучить литературу: - «Программа экологического образования детей» / Н. Н. Кондратьева и др. - C -Пб: Детство-пресс, 2003., Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. / Т. А Серебрякова. - Н. Новгород: НГПУ, 2005., Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. /Сост. П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей». Подобрать научную литературу для детского восприятия; подобрать материал для предметно-развивающей среды.
Планируемая работа с детьми и родителями: проводить с детьми разные дискуссии на экологическую тему; акции «Чистый город» (привлекая родителей); проводить разные, опыты эксперименты; продолжать знакомить детей с экологическими терминами; знакомство детей с научной литературой.