Наталья Ахромина
Консультация «Программа профессионального саморазвития педагогических работников ДОО»
▼ Скачать +Заказ
В современных условиях развития образования в России особенно актуальна проблема саморазвития педагогов. Ведь воспитать творческую, самодостаточную личность может только творческий и талантливый педагог, идущий по пути саморазвития.
Профессионализм педагога – результат индивидуальной, целенаправленной, систематической и творческой работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала.
Публикация «Консультация „Программа профессионального саморазвития педагогических работников ДОО“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Содержание самообразовательной деятельности раскрывается через её функции:
Компенсаторная функция реализуется в приобретении педагогом профессиональных компетенций, которыми другие педагоги уже владеют; в расширении общего кругозора, усвоений новой информации и т. д, в этом случае самообразовательная деятельность выступает в традиционно принятом содержании.
Адаптирующая функция самообразовательной деятельности позволяет педагогу постоянно приспосабливаться к изменяющейся системе образования, то есть происходит приспособление педагога к изменившимся условиям профессиональной деятельности, восстановление способности эффективно самореализовываться в новых условиях.
Развивающая функция самообразовательной деятельности предполагает формирование способности активно компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, эта функция означает непрерывное обогащение творческого потенциала личности педагога.
Современные тенденции в повышении квалификации педагога :
Проектно-деятельностный характер повышения квалификации, который заключается в выборе интерактивных, деятельностных форм, предполагающих активность педагога.
Продуктно-ориентированный подход, то есть ориентация педагога на создание образовательного продукта (проектов, методических разработок, программ и т. д., что позволяет существенно повысить результативность повышения квалификации.
Адресность оказания образовательных услуг (методическое сопровождение основывается на образовательных потребностях педагогов ДОУ).
Использование современных технологий повышения квалификации (ИКТ-технологии, тьютерство, дистанционное обучение и т. д.)
Роль старшего воспитателя.
Успешность педагога в профессиональном саморазвитии напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя.
Методическая помощь необходима воспитателю:
• в определении темы, целей и задач;
• в планировании работы по самообразованию;
• в ходе реализации плана;
• в изучении и анализе результативности своей работы.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
• Овладение методикой работы с детьми;
• Адаптация к педагогической деятельности.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет :
• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей :
• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
• Проявление творческого потенциала педагога;
• Пропаганда своих достижений;
• Развитие исследовательской деятельности.
Планирование самообразования каждого педагога должно осуществляться на личностно-ориентированной основе. Педагог самостоятельно должен определить интересующую его проблему, исходя из приоритетных направлений деятельности учреждения, задач на текущий учебный год, целей, определенных в Программе развития учреждения. Проблему саморазвития целесообразно наметить не на один, а на несколько лет. Проблема должна быть сформулирована достаточно емко и являться актуальной.
В теме должен быть указан возраст детей (ранний возраст, младший возраст, старший возраст).
Тема должна соответствовать возрасту детей. Например, для детей раннего возраста лучше взять развитие речи или сенсорное развитие.
Пояснительная записка. В этой части программы обосновывается её актуальность и значимость, указывается, для кого она предназначена, раскрываются основные идеи, принципы программы.
Актуальность.
От латинского actualis – фактически существующий, настоящий, современный.
Важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.
В этой части программы нужно обосновать, почему эта проблема является злободневной, современной, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта и требованиям законодательства. Нужно сослаться на нормативно-правовые документы.
Цель.
Цель должна быть направлены на педагога, а не на детей
(Цель – это процесс, при формулировке использовать слова: разработка, внедрение, изучение, обогащение)
Цель должна быть конкретной, реальной, достижимой
Например, изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством пластилинографии.
Задачи.
Задачи - это шаги к достижению цели.
При формулировке нужно использовать глаголы: разработать, внедрить, изучить, обогатить, провести, определить…
Например:
Провести анализ научно-методической литературы
по проблеме
Обогатить развивающую предметно-пространственную среду дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями по теме
Разработать содержание работы по теме (планирование работы, конспекты ООД, формы педагогического взаимодейтствия с родителями)
Обобщить и распространить собственный педагогический опыт
Планируемые результаты.
В этой части программы раскрываются предполагаемые результаты, итоги выполнения программы.
Как и цель, результаты должны быть конкретными, реальными, достижимыми.
Результаты созвучны с задачами.
Например,
Повышение уровня компетентности по данной проблеме
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями.
Работа по саморазвитию происходит в три этапа:
• Подготовительный – изучение и анализ литературы по теме, повышение квалификации
• Практический – самый большой по времени, на этом этапе идет разработка материалов : планов, диагностических материалов, консультаций… Работа ведется в трех направлениях:
- с детьми
- с родителями
- с учреждениями социума.
• Аналитический – на этом этапе подводится итог работы по теме саморазвития, трансляция собственных наработок