Христина Захарова
Артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики на основе якутских народных сказок как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики на основе якутских народных сказок как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Публикация «Артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики на основе якутских народных сказок как средство развития речи» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика Саха. Якутия
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Красивая и правильная речь – залог успешного обучения. Поэтому задача всех заботливых родителей вовремя обратить внимание на речевое развитие малыша.
У детей, имеющих речевые нарушения, как правило, нарушена моторика мышц артикуляционного аппарата. Преодолеть такие нарушения можно, используя различные методы и приемы на занятиях с логопедом. А также выполняя артикуляционную гимнастику, как в детском саду, так и дома под руководством родителей.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произношения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Биоэнергопластика – это соединение плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.
Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев рук и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Чтобы у ребенка не пропал интерес к длительным артикуляционным упражнениям, предлагаем использовать различные сказки о «приключениях язычка». В методической литературе есть множество комплексов артикуляционных упражнений на основе сказок. Таким образом, серьезная и зачастую утомительная для дошкольника логопедическая работа будет включена в его повседневные занятия и игры.
Сказки являются самой устойчивой формой передачи информации о культуре детям. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому, близка его мышлению, представлению. Дети проявляют особый интерес к сказке, привлекают динамично развивающейся сюжет, характерные образы. Поэтому и в детском фольклоре сказка занимает одно из основных мест. Именно в сказках заложены основы быта, традиций народа. С целью вызывания интереса детей к логопедическим занятиям, придуманы артикуляционные упражнения на основе якутских народных сказок. Итак, предлагаем комплексов артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики на основе якутской сказки «Птичка и водяная крыса».
Выполняя комплекс артикуляционных упражнений, дети знакомятся со сказкой. Выполнение артикуляционной гимнастики одновременно с движениями кистей рук приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что положительно влияет на развитие всей речевой системы.
Литература
1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М. : «Издательство Детство-Пресс», 2011.
2. Ерошкина С. Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед. - 2007. N 4.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М. : «Издательство ГНОМ