Ирина Бажина
Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для шипящих звуков [ж][ш][ч][щ]
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс упражнений для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ.
I. Упражнения для губ.
1.“Улыбка” И. п. (исходное положение) : зубы сжаты. Губы улыбаются, видны зубы.
2.“Хоботок” И. п. То же. Губы сжать и вытянуть вперёд.
3.“Трубочка” И. п. То же. Губы вытянуть вперёд как при звуке “у”.
4.“Заборчик” И. п. То же. Губы вытянуть рупором или оскал.
5. Чередовать предыдущие упражнения : 1-2, 1-3, 1-4 и т. д.
1)“Лопаточка” Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Публикация «Артикуляционная гимнастика, Комплекс упражнений для шипящих звуков [ж][ш][ч][щ]» размещена в разделах
Лицо расслаблено, открыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт до пяти.
Методические указания. 1. Губы не растягивать в улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если упражнение не получается, то “наказать непослушный язычок”, похлопать верхней губой по языку “пя-пя-пя”.
2) “Вкусное варение” Цель: вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх, положение близкое к форме “чашечки”, которое принимает язык при произнесении зв “ш”.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать переднюю губу движением сверху вниз, но не из стороны в сторону.! Следить, чтобы: 1) нижняя губа не помогала, не “подсаживала” язык наверх (видны нижние зубки); 2) язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3) “Качели” Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении шипящих с гласными а, о, ы, у. Улыбнуться, видны зубки, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние резцы, удержать в этом положении, затем поднять за верхние зубы и удержать.! Упражнение выполняется под счёт то быстрее, то медленнее. Следить, чтобы работал язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
4) “Маляр” Цель: учить поднимать язык вверх, умение владеть им, растягивать подъязычную уздечку. Улыбнуться, видны зубки, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние резцы и погладить твёрдое нёбо движением вперёд-назад.! Следить, чтобы кончик языка доходил до альвеол верхних резцов и не высовывался изо рта.
5)“Лошадка” Цель: укреплять мышцы языка и подъём языка вверх. Поцокать языком: то присасывать кончик языка к нёбу, то отрывая и расслабляя, уронить за нижние зубы.
6)“Грибок” Цель: укреплять мышцы языка, подъём языка вверх и растягивать подъязычную уздечку. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу и удержать, при этом натягивается подъязычная уздечка. Можно при повторном повторении упражнения открывать и закрывать рот всё шире и шире и и дольше удерживать язык в верхнем положении от 3 до 10 раз. (Язык – это шляпка гриба, а подъязычная уздечка – это тоненькая ножка.)
7) «Пожевать широкий язычок» Цель: вырабатывать умение удерживать язык широким.
Улыбнуться, видны зубки, приоткрыть рот, боковые края языка касаются коренных зубов, одновременно и слева, и справа. Аккуратно прикусывать боковые края языка, почувствовать, как язык прижимается к верхним коренным зубам