Получи документы

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками

Мария Касаткина
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

КАЗАКОВА М. С.

учитель-логопед, МА ДОУ «Детский сад №14 «Звёздочка» комбинированного вида»

Публикация «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками» размещена в разделах

С помощью зрительного анализатора человек получает более 80% информации об окружающем мире. Достаточно представить себя с закрытыми глазами и делающими несколько шагов вперёд, чтобы почувствовать неуверенность, страх. А как живут люди с нарушение зрения?

Сам факт рождения ребё нка с дефектом зрения становится неожиданностью для всей семьи: ведь малыш не такой, каким его ждали, и теперь нужно выстраивать свою жизнь по-новому.

Тем не менее рождение ребёнка нарушениями зрения - не приговор и не повод ставить крест на его судьбе. Как правило, это означает нестандартный, индивидуальный путь его развития и обучения. А вот каким будет этот путь, зависит от врачей, близких и педагогов.

Коррекция речи у детей с нарушениями зрения носит дифференцированный характер, строится на основе их потенциальных возможностей с учётом диагноза, личностных качеств, возраста и способностей.

Свою работу в государственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №14 «Звёздочка» комбинированного вида» в условиях логопедического пункта я выстраиваю в зависимости от степени зрительных нарушений у детей и способов восприятия ими учебного материала.

К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности у детей с нарушением зрения. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать необычный и нестандартный метод – биоэнергопластика.

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и педагога.

Цель: улучшить повысить интерес детей к выполнению артикуляционной гимнастики, на основе применения биоэнергопластики.

Задачи:

1. Исследовать понятие «биоэнергопластика». Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений.

2. Обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе у детей дошкольного возраста с нарушением зрения; проследить эффективность применения биоэнергопластики в коррекционном процессе.

3. Объяснить, как средства биоэнергопластики могут способствовать развитию артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

4. Повысить профессиональный уровень.

5. Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей с нарушениями зрения.

6. Развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.

7. Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению данного метода.

8. Проанализировать результативность работы.

Биоэнергопластика - это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Выполнение артикуляционной гимнастики одновременно с движениями кистей рук приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что положительно влияет на развитие всей речевой системы.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, тем самым, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Этапы работы артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики :

1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей.

2. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается.

3. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.

4. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.

6. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.

7. Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.

Общие рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики :

Учитывать индивидуальные особенности детей;

• Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;

• Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;

• Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не "участвует". При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

Правила биоэнергопластики :

1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

Упражнения для развития подвижности

артикуляционного аппарата

I. Упражнения для нижней челюсти

Все упражнения повторяются 4-6 раз.

1. «Окошко» - широко раскрыть рот и подержать его открытым несколько секунд. Затем закрыть.

Ладонь находится на весу, смотрит на стол. Пальцы прижаты друг другу. В момент открытия рта, большой палец двигается вниз. В момент закрытия рта – исходное положение руки.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами. Переборы пальцев рук («Волна» из пальцев рук).

3. Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты. Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот).

4. "Заборчик" - верхняя челюсть "стоит" на нижней; губы в улыбке. Ладонь правой руки лежит ребром на столе, ладонью на себя. Пальцы сомкнуты. Ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот).

II. Упражнения для губ

1."Улыбка" - "Трубочка".

Растягивание разомкнуты губ (зубы сжаты) – вытягивание губ вперёд.

Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь с растопыренными пальцами)– "улыбка". Сведение пальцев – "трубочка".

2. Втягивание губ внутрь рта с плотны прижиманием их зубами. Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется.

3. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Кисть руки неподвижна.

Ладонь вверх – двигаются только пальцы.

Ладонь вниз – двигаются только пальцы.

III. Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна)

1. "Болтушка" - движения языка взад-вперед.

Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед.

2. "Часики" - движения языком вправо-влево.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо – влево.

3. "Качели" - движения языком вверх-вниз.

Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – ’качели" вверх.

4. «Чистим зубки» - круговые движения языком под губой в одну и другую стороны.

Круговые движения указательным пальцем руки, остальные пальцы в кулаке.

5. "Лошадки" - щелканье языком. Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

6. "Лопатка" - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Все пальцы собраны в кулак. В момент показывания «Лопатки» похлопывать кистью руки по столу.

7. "Иголочка"- узкий напряженный язык высунут вперед. Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания "иголочки". "Иголочка" убирается - указательный палец убирается в кулак.

8. "Желобок" - высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух. Скрестить указательный и средний палец руки.

9. "Грибок" - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута. Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

10. "Чашечка" - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе. Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх (рот открыт, язык высунуть изо рта в форме "чашечки". "Чашечки" из рук смотрят вниз – рот закрыть.

11. "Киска сердится" - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам. Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу.

12. "Накажем непослушный язык" - покусывать широкий кончик языка. Произносим ПЯ-ПЯ-ПЯ. Постукивание подушечками пальцев по столу.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга пе-дагога-дефектолога [Текст] / Т. Б. Епифанцева ; ред. Т. О. Епифанцев. - 2-е изд. - Ростов н/ Д : Феникс, 2007. - 486 с.

2. Литвак, А. Г. Тифлопсихология [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Литвак. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.

3. Лазаренко, О. И. Артикуляционно-паль-чиковая гимнастика. Комплекс упражнений [Текст] / О. И. Лазаренко. - М. : Айрис-Пресс, 2011. - 32 с. - (Популярная логопедия).

4. Емельянов, В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст] / В. Емельянов. -СПб. : Лань, 2003. - 194 с.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками
Опубликовано: 12 июля 2023 в 08:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Мария Касаткина (УИ 680786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД