Лучший педагог года

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях

Олеся Викторовна Шарикова
Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

При разучивании песен на музыкальных занятиях музыкальный руководитель часто наблюдают, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это показывает на неполное развитие мышц речевого аппарата. С этими трудностями помогут специальные упражнения артикуляционной гимнастики.

Публикация «Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс для тренировки языка, губ, щек, нижней и верхней челюсти. Гимнастика способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.

Задачами артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях являются :

-развитие певческих способностей детей;

-формирование артикуляций различных звуков;

-закрепление артикуляционных укладов звуков в слогах, словах, фразах;

-совершенствование дикции детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ;

-развитие музыкальной памяти, запоминание текста песен, внимание;

-развитие чувства ритма-научить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз;

-совершенствование пространственного ориентирования в координатах:

Существует два вида артикуляционной гимнастики : пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучные и с участием голоса. На музыкальных занятиях такие упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также вместе с дыхательно-голосовыми упражнениями.

Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной для ребенка и не должна продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняются с детьми сидя. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале

В ходе выполнения артикуляционных упражнений  необходимо следить  за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

Существует несколько видов артикуляционной гимнастики :

гимнастика для языка;

гимнастика для губ и щек;

гимнастика для губ.

Гимнастика для языка :

«Иголочка»

Задачи: Научить ребенка делать язык узким,для того чтобы укрепить и развить мышцы языка.

Описание: Нужно широко улыбнуться, открыв рот как можно шире, язык выдвинуть вперед и напрячь его сильно, придав ему узкую форму, которая только возможна. В таком положении ребенок должен замереть, взрослый считает до 10. Язык в это время не должен быть зажат между зубами, а также не провисал к области подбородка.

«Лопатка»

Задачи: Научить ребенка работать языком, удерживать его в спокойном, и в расслабленном состоянии.

Описание:  Нужно широко улыбнуться, обнажив зубы, в слегка приоткрытый рот просунуть широкую его часть, уложив ее на нижнюю губу. В таком положении стоит зафиксировать язык, пока взрослый считает до 10.

«Лопатка – иголочка»

Задачи: Проработать мышцы языка, научить быстро менять положение языка. Чередовать упражнения «лопаточка» и «иголочка» при выполнении артикуляционной гимнастики для языка в старшей группе

Описание: Нужно широко улыбнуться, приоткрыть рот и расположить язык на нижней губе, после сделать язык тонким, а его кончик острым имитируя иголку. После сменить положение, ослабив мышцы языка расположить его широкую часть на нижней губе. Чередовать упражнение несколько раз.

«Чистим зубки»

Задачи: Научить ребенка удерживать кончик языка в области точно за нижним зубным рядом.

Описание: Нужно широко улыбнуться, выставив на показ передние зубки, рот слегка приоткрыть, кончиком языка пройтись по внутренней части нижнего зубного ряда. Язык должен двигаться с одной стороны в другую, а после точно сверху вниз.

«Чистим зубки снаружи»

Задачи: Помочь ребенку отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Нужно изобразить добрую улыбку, продемонстрировать зубы, языком в медленном темпе провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Точно так же происходит имитация чистки наружной стороны нижних зубов.

Взрослый во время выполнения проговаривает:

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

«Маляр»

Задачи: Научить отрабатывать движения языка вверх, а также сделать его подвижным.

Описание: Нужно улыбнуться, приоткрыв передние зубы верхнего и нижнего ряда, приоткрыв рот и кончиком языка нежно провести по верхнему небу, как бы его поглаживая. Двигать нужно вперед назад. Во время выполнения данной задачи челюсти не двигаются. Кончиком языка во время поглаживания следует доставать до внутренней поверхности верхнего ряда зубов, но нельзя высовывать язык изо рта.

«Шлепаем язычок губами»

Цель: Научить расслаблять хорошо язычок, используя простой самомассаж – легкие пошлепывания губами. Научить удерживать язык в распластанном виде, а также широком.

Описание: Нужно изобразить добрую улыбку и слегка приоткрыть рот. Язык высунуть и в ослабленном положении расположить на нижней губе. Затем пошлепать по языку губами, но не сильно. Во время пошлепываний следует произносить звук «па-па-па»

«Качели»

Цель: Уметь в быстром темпеменять положение языка вверх-вниз. Это позволит ребенку научится правильно проговаривать слоги: ла, лы, ло и лу.

Описание:Нужно широкого улыбнуться со слегка приоткрытым ртом, где видно зубки, широкую часть языка расположить на нижнем ряде зубов и зафиксировать на 5 секунд. Затем приподнять язычок и снова удерживать, и так несколько раз сменить положение язычка. Следить, чтобы работал только язык, а все остальные части речевого аппарата оставались неподвижными.

«Покусаем язычок»

Цель: Нужно научить ребенка расслаблять мышцы языка, усилить кровоток в мышцах языка, а также улучшить проводимость нервных импульсов.

Описание: Улыбнуться своему отражению в зеркале, приоткрыть рот и высунуть наружу язык. Затем слегка покусать его кончик, но без боли и дискомфорта. Затем выдвинуть его еще дальше и покусать среднюю часть. И так покусать его весь, продвигая все дальше наружу. Во время покусываний стоит произносить звук «та-та-та». Благодаря произношению этого звука ребенок правильнее выполняет задание.

Гимнастика для губ и щек :

«Сытый хомячок»

Задачи: Научить развить мышцы щек, а также губ.

Описание: Нужно набрать как можно больше воздуха в рот, надув как можно больше щеки и задержать в таком положении на 10 секунд. После следует попеременно перекатывать воздух из одной щеки в другую. Чтобы ребенок не устал, можно сделать легкую физразминку, прочитав стих про хомячка и повторив действия за ним.

Взрослый проговаривает:

Хома-хомка, хомячок. (Надуть щеки как можно сильнее.)

Полосатенький бочок. (Погладить щечки.)

Хомка рано встает. (Потянуться вверх, зеваем с широко открытым ртом.)

Щечки моет, ушки трет. (Погладить свои щеки, потрогать уши.)

Подметает хомка хатку. (Водим языком внутри рта с оной стороны в другую.)

И выходит на зарядку. (Поводить ладошками или только подушечками пальцев по столу.)

1, 2, 3, 4, 5.(Поднять руки вверх на каждой цифре.)

Хомка сильный хочет стать. (Согнуть руки в локтевом суставе.)

«Самовар»

Цель: Укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать посильнее губы, щеки надуть и удерживать воздух во рту около 3 сек., а после выпустить воздух быстро, проговорив «Пых!».

«Шарик лопнул»

Цель:  Научить ребенка контролировать язык и располагать его во рту правильно, чтобы было легче произносить звук «ш».

Описание: Попробовать ребенку долго произносить букву «ш-ш-ш». Во время произношения передний край языка должен располагаться в точности за верхним зубным рядом, губы слегка округлены, выдувается струя воздуха изо рта.

Взрослый проговаривает :

Дайте язычку дуду

И еще 5 шариков

Покатать комариков

Надуваем шарики,

Садитесь, комарики!

«Лягушка»

Цель:Научить отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Нужно опустить нижнюю губу, чтобы нижний ряд передних зубов обнажился по максимуму. Затем губу нужно снова вернуть на место.

Взрослый проговаривает:

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

«Зайчик»

Цель: Научить отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание:  Глядя на себя в зеркало,ребенок должен приподнять верхнюю губу, стараясь дотянуться ней до носика и обнажить передние зубы верхнего зубного ряда. После губу снова следует вернуть на прежнее место.

Взрослый проговаривает:

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

«Толстячок-худышка»

Цель: Помочь укрепить мускулатуру щек, способствует правильному развитию координации движений.

Описание: Сидя перед зеркалом ребенок поочередно надувает, а после наоборот втягивать щеки. Выполнять нужно свободно и легко. В каждом из положений следует замереть на 5 секунд.

Гимнастика для губ :

«Улыбка»

Цель: Научиться ребенку удерживать губы в широкой улыбке, при этом окружающие должны видеть верхний, а также нижний зубной ряд. Укрепить мышцы в области губ и увеличить их подвижность

Описание:  Нужно широко улыбнуться, но не напрягаться, обнажить все передние зубы. Удерживать в указанном положении необходимо губы от 5 и до 10 сек.

Взрослый проговаривает :

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны

От краев и до десны.

«Бублик»

Цель: Укреплять мышцы губ, развить артикуляционную моторику

Описание: Нужно плотно сомкнуть зубы. Губы округлить и слегка вытянуть вперед, как при выполнении упражнения «Трубочка».Задержать в таком положении на 10 сек.

«Недовольная лошадка»

Цель: Научить дуть воздух так, чтобы заставить губы вибрировать, что позволит укрепить мышцы.

Описание: нужно послать поток воздуха, который выходит из легких при выдохе и послать его к губам, заставляя их вибрировать. В итоге должен поучиться звук, напоминающий фырканье лошадки.

«Хоботок»

Цель: Научить ребенка правильно выдвигать губы вперед, укреплять мышцы губ, сделать их более подвижными.

Описание: Нужно сомкнуть губы и вытянуть их в форме «трубочки» вперед. Удерживать такое положение до 10 сек.

Взрослый проговаривает:

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

«Домик открывается»

Цель: Научить ребенка открывать и закрывать рот правильно, чтобы мышцы были расслаблены, язык не напряжен. Научить удерживать губы и язык в определенном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно приоткрыть рот, как будто нужно пропеть звук «а-а-а». Рот поддержать несколько секунд открытым, а после закрыть.

Артикуляционная гимнастика принесет пользу только тогда, когда будут соблюдены правила выполнения:Упражнения следует выполнять ежедневно 10-15 минут. Регулярность выполнения поможет выработать у ребенка двигательные навыки. Упражнения следует выполнять перед зеркалом. Такое положение помогает ребенку держать спину идеально ровной, ребенка не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Чтобы ребенок правильно выполнял упражнение, взрослый должен показать и контролировать процесс. Некоторые упражнение следует выполнять под счет, который должен вести взрослый, чтобы ребенок не отвлекался. Упражнения выполняются ребенком поэтапно. Следует проверять выполнение упражнения поэтапно, чтобы ребенок мог понять. Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс, который поможет ребенку подготовиться к школе, научиться проговаривать каждый звук.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Наглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний периодНаглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний период Наглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний период. «Запоют дети.

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах. Просто распечатай и занимайся с удовольствием. Будет в помощь не только родителям,.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях
Опубликовано: 23 февраля 2023 в 18:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Викторовна Шарикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД