Елена Плеханова
Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Артикуляционная гимнастика – как основа правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития наших детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими, необходимо следить за тем, чтобы речь окружающих взрослых была образцом для детей. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, замкнутыми. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести в дальнейшем к неуспеваемости в школе.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» чётко определяет задачи развития речи детей для разных возрастных этапов и предусматривает предупреждение и исправление её нарушений.
Язык — главная мышца органов речи. Для него, как и для всякой мышцы, необходима ежедневная гимнастика, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Мы все умеем разговаривать, это и отличает людей от животных. Однако не все знают о том, как появляются звуки, которые мы издаём процессе разговора. Между тем все речевые звуки образуются от деятельности так называемых артикуляционных органов. Этот сложнейший комплекс своеобразных движений принято называть кинема.
Большинство кинем вырабатываются в течение всего жизненного процесса человека. И от их количества зависит способность людей произносить те или иные речевые звуки. Если органы артикуляционного аппарата работают, слажено, то человек произносит все звуки чётко и ясно. Если же нет, то звуки речи произносятся нечётко и непонятно.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников – это специальный комплекс упражнений, цель которых состоит в том, чтобы как можно лучше развить артикуляционный аппарат ребёнка. Конечно, малыши уже с самого своего рождения выполняют различные непроизвольные движения при помощи губ и языка.
Начало гимнастики с пеленок. Они ещё не умеют говорить, но пытаются издавать различные звуки, похожие на улюлюканье, лепет или еле слышное бормотание. Эти попытки грудничка поговорить также являются своего рода гимнастикой. В результате постоянных тренировок дифференцированность и точность речевого произношения у ребёнка формируется постепенно.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников помогает малышам укрепить многочисленные мышцы артикуляционного аппарата, в частности, жевательные, глотательные и мимические. Данные логопедические упражнения проходят при участии мышц плечевого пояса, ротовой полости, грудной клетки и мышц лица. В комплекс артикуляционной гимнастики для дошкольников входят упражнения для нёба, языка, губ и щек, а также упражнения направленные на улучшение произношения звуков речи. Целью такой логопедической гимнастики является – помощь в выработке определённых движений и положений речевых органов для правильности звукового произношения.
Какие же существуют рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики для дошкольников?
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более четкими и правильными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.
Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели и мы не получаем нужный результат. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.
Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.
Практическое задание: Занимательный материал к артикуляционным упражнениям
Сказка о Весёлом Язычке
Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик:
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык «стрелочкой», спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губу сверху вниз, рот открыт, потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком язычка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.
А еще, их можно разделить на восемь пунктов:
1) логопедическую гимнастику нужно проводить каждый день, для того, чтобы у малыша с каждым разом произношение становилось всё лучше и лучше. Занятия лучше проводить 3-4 раза в течение дня, каждое из которых не должно превышать 3-5 минут;
2) каждое из гимнастических упражнений для развития речи необходимо выполнять с периодическим повторением (5-7 раз);
3) так называемые, статические упражнения, которые выполняются в одном положении артикуляционной позы, следует выполнять каждую по 10-15 секунд, и повторить несколько раз;
4) при составлении комплекса артикуляционной гимнастики, следует выбирать упражнения с разными степенями сложности и выстраивать занятия по методу от простого упражнения к сложному. Лучше всего будет процесс обучения построить в форме игры;
5) ежедневно нужно повторять предыдущие упражнения и добавлять одно новое. В случае если малыш не справляется с выполнением одного из заданий, вводить новое на данном этапе не стоит до тех пор, пока усилия ребёнка не увенчаются успехом;
6) гимнастику следует выполнять ребёнку в сидячем положении, потому как в данной позе у малыша выпрямлена спина, а ноги и руки расслаблены;
7) во время занятий малыш должен видеть мимику лица у преподавателя или одного из его родителей, а также своё лицо, чтобы видеть все свои движения в процессе обучения. Именно поэтому лучше всего (артикуляционную гимнастику для дошкольников) проводить перед зеркалом, которое может быть как настенным, так и ручным (9х12см);
8) перед основным комплексом упражнений нужно сделать разминку для губ.
С чего начать гимнастику?
Логопедическая гимнастика начинается с того, что преподаватель или родитель в игровой форме рассказывает в общих чертах об упражнениях, которые ребёнку предстоит выполнить в течение урока. Затем взрослый должен продемонстрировать данное упражнение. После этого ребёнку нужно повторить упражнение самостоятельно, а взрослый должен ему всячески подсказывать. Задача взрослого внимательно следить за исполнением заданий ребёнком (все движения должны быть чёткими, симметричными и плавными).
В случае если у малыша то или иное движение не получается, ему можно помочь чайной ложкой, чистым пальцем или специальном шпателем. Существуют также определённые хитрости, например, если ребёнок не может облизать языком верхнюю губу, её можно намазать вареньем или мёдом (любым любимым лакомством малыша). При первых занятия у ребёнка будет не всё получаться, поэтому родителям нужно набраться терпения. Упражнения обязательно должны проходить в ненапряжённой спокойной обстановке с использованием чередования статистических и динамических упражнений.
Примеры упражнения для губ:
1) нужно попытаться улыбнуться так, чтобы не были видны при этом зубы;
2) нужно крепко сомкнуть зубы, а губы округлить и вытянуть вперёд. При этом нижние и верхние резцы станут видными.
Примеры упражнений на подвижность губ:
1) необходимо периодически покусывать с начала верхнюю, затем нижнюю губу;
2) нужно вытянуть губы трубочкой и начать ими вращать то вправо, то влево.
Примеры упражнений для щёк и губ:
1) нужно втянуть щёки;
2) нужно надуть щёки, а потом надувать их поочерёдно.
Примеры статистических упражнений для языка:
1) нужно широко раскрыть рот, а язык уложить ровно в ротовую полость;
2) нужно открыть рот, а боковые края язычка загнуть наверх.
Примеры динамических движений для языка:
1) нужно открыть рот и языком попытаться дотянуться до носа, а затем до подбородка;
2) необходимо закрыть рот, а кончиком языка упираться в нижние резцы. При этом широкая часть языка выкатывается вперёд, а потом убирается вовнутрь рта.
Самое главное, надо учитывать какими бы ни были упражнения, они должны быть проведены с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА
1. "Мячик". Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней губы под нижнюю. В конце каждого движения делайте задержку на несколько секунд. Повторите 5-10 раз.
2. "Прятки". Спрячьте губы, втяните их в рот, зажмите. Удерживайте это положение несколько секунд. Повторите 3-5 раз. Можно языком несколько раз провести по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам - предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.
3. "Хоботок". Сомкнутые губы вытяните вперед, удержите на 10-15 секунд, расслабьте. Повторите 5-10 раз.
4. "Улыбка". Сомкнутые губы растяните в улыбке, как можно сильнее. Удерживайте улыбку 5-10 секунд, расслабьтесь и повторите упражнение 5-10 раз.
5. Последовательно вытяните верхнюю и нижнюю губы на зубной ряд. Удерживайте их в таком положении 5-10 секунд. Повторите несколько раз.
6. Сомкнутые губы переместите вправо, влево. В конце каждого движения делайте задержку на несколько секунд. Повторите несколько раз.
7. "Барабан". Плотно сомкните губы, надуйте щеки. Кулачками аккуратно ударяйте по надутым щекам, пока не выйдет весь воздух. Повторите несколько раз.
8. Погримасничайте. Сделайте мимические упражнения перед зеркалом. Не забывайте, это полезно только для укрепления мышц лица.
9. Согнутыми пальцами обеих рук похлопайте по лицу в направлении от подбородка вверх, от носа в стороны. Это упражнение делайте почаще после умывания. Оно хорошо укрепляет мышцы лица.
10. Возьмите пластмассовые бигуди с маленькими пупырышками (колючками). Прокатите ее по лицу. Может быть, в первый раз ощущения будут не очень приятными. Но затем вы наверняка станете проделывать эту процедуру с удовольствием. Такой массаж полезен для укрепления нервной системы, улучшения кровообращения лица.
11. "Отбойный молоток". Произносите звук "д. д, д, д". усиленно прижимая кончик языка к передним зубам. Выполняйте сначала в течение 20 секунд, постепенно доведите до 2 минут.
12. "Красим потолок". Представьте, что язык - это кисть, а верхнее небо - потолок, который вы "красите". Выполняйте упражнение тщательно, с усердием. Сначала от зубов к горлу, а затем обратно. Две-три минуты пролетят незаметно.
13. "Перекличка зубов". Кончиком языка коснитесь каждого зуба в верхнем ряду, затем - в нижнем.
14. Массаж десен. Кончиком языка массируйте десны верхней челюсти, затем нижней. Движения выполняйте в разных направлениях.
15. Массаж внутренней части губ. Кончиком языка проведите вдоль верхней губы, затем (в другом направлении) - вдоль нижней.