МААМ-картинки

Арт-терапия как средство успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Алиса Тестева
Арт-терапия как средство успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

АРТ-ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ

А. О. Тестева

ГБДОУ детский сад №12

Красногвардейского района

Г. Санкт-Петербурга

«Все мы родом из детства»

А. Экзюпери

Публикация «Арт-терапия как средство успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ» размещена в разделах

Многие наши привычки, радости, как и многие наши проблемы и разочарования родом из детства. Именно поэтому сегодня огромное внимание уделяется не только физическому здоровью ребенка, но и психоэмоциональному состоянию. В первые годы жизни ребенка его единственным окружением является семья, именно поэтому на нее возлагается ответственность за психоэмоциональное состояние ребенка. Когда ребенок сталкивается с новым этапом своей жизни- знакомство с детским садом и воспитателями, у ребенка возникает стресс, ведь его разлучили с самым ценным, что у него есть- с мамой.

Нередко момент привыкания к детскому саду накладывается на кризисный этап в психологическом развитии малыша. Ближе к трем годам у ребенка происходят глобальные изменения, он становится непреклонным, требовательным, капризным. У ребенка появляется чувство неопределенности и беспокойства, большое число стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки,- особенности межличностной коммуникации в детском саду. Именно на этом этапе ребенку как никогда необходима поддержка и любовь, но теперь уже за эмоциональное состояние ребенка отвечают не только родители, но и дошкольное учреждение, а именно воспитатели, задача которых создать наиболее комфортные для ребенка условия для адаптационного периода.

Самый верный способ помочь ребенку в момент адаптации, дать понять ребенку, что в детском саду много всего интересного и увлекательного, что здесь его никто не обидит. Зачастую первые дни пребывания ребенка в детском саду сопровождаются плачем, это вполне нормально, ведь так ребенок выражает свои и эмоции и пытается донести до окружающих, что ему грустно, одиноко или же по причине того, что взрослые не понимают, что он хочет, ведь не все дети к моменту поступления в детский сад овладевают навыками речи. Для того чтобы помочь ребенку выразить свои эмоции, а также построить с ним доверительные отношения современный воспитатель должен владеть различными навыками и методами работы. В своей статье я хотела бы рассмотреть современный метод работы, помогающий детям в процессе адаптации, а именно, метод арт-терапии.

Термин «арт-терапия» появился в нашей стране относительно недавно. С английского языка это понятие переводится, как «лечение, основанное на упражнениях художественным творчеством.».

Главными фунциями арт-терапии являются :

– катарсистическая (отвечает за очищение и избавление от неблагоприятных состояний)

– регулятивная (отвечает за снятие нервно — психического напряжения, за формирование позитивного состояния)

– коммуникативно — рефлексивная (обеспечивает корректировку нарушений общения, составление адекватного межличностного поведения, формирование самооценки).

Всевозможные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и дают возможность ребенку подняться на более высшую степень собственного становления.

Преимуществами арт -терапии как метода адаптации к условиям ДОУ являются: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, снятие эмоционального напряжения, снижение утомления, отрицательных эмоциональных состояний и их проявления, повышение адаптивных способностей ребенка к повседневной жизни в детском саду.

Существуют следующие виды арт-терапии :

1. сказкотерапия;

2. маскотерапия;

3. музыкотерапия;

4. цветотерапия;

5. куклотерапия;

6. игротерапия;

7. драматерапия;

8. изотерапия.

Арт-терапию с точки зрения образования рассматривают, как совокупность нескольких методик, построенных на использовании разнообразных видов искусства, что способствует эффективному развитию личности ребенка путем художественно-творческого проявления. Использование методов арт-терапии в ДОУ позитивно отражается на снижении психического напряжения ребенка, стрессоустойчивости, развивает в ребенке сосредоточенность, внимательность и гармонию с самим собой. Таким образом, использование методов арт-терапии позволяет сделать процесс адаптации к детскому саду наиболее мягким и безболезненным.

Из всего разнообразия видов арт-терапии хотелось бы подробнее рассмотреть формы, наиболее удачно подходящие для работы с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ :

1. Изотерапия- один из наиболее распространенных и обширно применяемых видов арт-терапии. Изотерапия подразумевает лечение и решение разнообразных проблем путем изобразительного искусства, в первую очередь, рисованием. Изотерапия помогает малышам справиться с негативными эмоциями, снять нервное напряжение и отвлечься от переживаниями, связанными с разлукой с мамой. Для рисования используется огромное количество материалов: разнообразные краски (гуашь, акварель, акриловые краски, краски по ткани и др., карандаши, уголь, пастель, восковые мелки, фломастеры- все, что оставляет след на бумаге.

Существует невероятное количество форм изотерапии, все зависит исключительно от фантазии педагогов, например: рисование ладошками, пальчиками, поролоновыми губками на прищепках, ватными палочками, самодельными штампиками из ватных палочек, листиками деревьев, палочками, трубочками и др.

Важным аспектом, который необходимо учесть при планировании данного вида деятельности является то, что детям раннего возраста особенно важно увидеть результат своей работы. Поскольку малыши еще не научились проводить ровные линии и твердо держать в руке карандаш, необходимо заранее делать заготовки, где часть работы уже будет сделана взрослым.

2. Сказкотерапия- это метод лечения сказками. Сказка сама по себе обладает психотерапевтическим эффектом, так как в ней непременно находится выход из любой ситуации. В работе с детьми раннего возраста данный вид арт-терапии выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Метод сказкотерапии нацелен на развитие восприятия двигательной координации, познание своего тела, умение осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние. В раннем возрасте с помощью сказки ребенок осваивает связи явлений, овладевает новыми знаниями, расширяет активный словарь.

Сказки для сказкотерапии должны быть разными: русские народные сказки, авторские, специальные психокоррекционные и медиативные, самостоятельно сочиненные и др. Формы работы со сказкой также должны быть вариативны и многообразны.

3. Игротерапия- это метод коррекции эмоциональных и поведенческий расстройств детей, в основе которого лежит игровая деятельность. В период раннего возраста именно игра является основной ведущей деятельностью ребенка, через игру ребенок взаимодействует с окружающим миром. Игра для ребенка- естественный способ рассказать о себе, своих чувствах и переживаниях. Игровая деятельность способствует развитию всех мыслительных процессов ребенка, является главным способом взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В игротерапии самое важное уважать желания ребенка, не заставлять его играть пассивно. Задача педагогов сделать так, чтоб игра помогала обеспечить эмоциональную разрядку, помогала снять нервное напряжение.

Среди видов игротерапии можно выделить игры на знакомство, общение, игры с предметами, игры с песком, водой, конструирование и др.

Арт-терапия является универсальным методом, не имеет каких-либо ограничений и противопоказаний. Даннный метод является мягким и безопасным в работе с психоэмоциональным состоянием у детей раннего возраста, дает ребенку возможность самовыражаться и чувствовать свободу своих действий.

Для того чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла легко, необходимо положительное психологическое воздействие, одним из методов, который может в этом помочь, является метод арт-терапии. Это современный метод положительного психологического воздействия, целью которого является поддержание и укрепление душевного здоровья малыша.

Список использованной литературы

1. В. Н. Белкина Л. В. Белкина. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ - Воронеж: Учитель, 2016. - 236 с. 125

2. Феденко А. Ю., Шемет О. В. Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками // Молодой ученый. — 2017. — №52. — С. 207-210

3. Статья «Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста», педагог-психолог Шепелева Н. С.

4. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М. : Педагогика, 2010.- 324 с.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как средство успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Опубликовано: 31 марта 2021 в 12:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия как средство успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Алиса Тестева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД