Юлия Сигалева
Арт-терапия, как средство профилактики застенчивости у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия как средство профилактики застенчивости у детей дошкольного возраста
Автор: Сигалева Юлия Павловна
Заместитель заведующей по ВМР МБДОУ "УНДС ОВ № 36 "Березка"
Изотерапия является одним из видов арт-терапии, представляет собой терапию изобразительным искусством, применяется с целью психологической коррекции невротических, психосоматических нарушений, трудностей в обучении и социальной адаптации детей и подростков, при внутрисемейных конфликтах.
Публикация «Арт-терапия, как средство профилактики застенчивости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Темочки
Согласно К. Рудестаму, в арт-терапевтическом контексте занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер, специальная подготовка и художественные таланты пациентов не играют роли, самое главное значение имеют творческий акт и особенности внутреннего мира творца.
Можно выделить несколько вариантов групповой арт-терапии, различающихся между собой по степени группового взаимодействия и «структурированности». Работа неструктурированных групп отличается свободным от правил и тем самостоятельным творческим процессом каждого участника в едином пространстве. Структурированные группы характеризуются наличием инструкций или «правил», которые могут различаться по степени своей «жесткости». Степень открытости группы предполагает наличие или отсутствие постоянного состава, возможность включения новых участников в групповой процесс.
1) Студийная открытая группа. Работа в студийных открытых группах напоминает художественную студию. Положительные результаты достигаются здесь преимущественно благодаря седативному, активизирующему и обновляющему действию творческого процесса. Занятия проводятся от одного до нескольких раз в неделю, от полутора до двух с половиной часов. Во многих случаях (в условиях стационара) соблюдается график свободного посещения студии как возможность уединения и погружения в свой внутренний мир посредством изобразительной деятельности. Обратная связь осуществляется посредством экспозиции работ с их кратким обсуждением.
2) Аналитическая закрытая группа ориентирована в основном на работу с неосознаваемыми психическими процессами ее участников.
Аналитическая группа включает как изобразительную деятельность клиентов, так и вербальную коммуникацию, которая может варьировать от спонтанных высказываний, комментирующих изобразительный процесс, до групповой дискуссии.
Состав аналитической группы на протяжении всего времени постоянен. Ход сессии не имеет жесткой регламентации, арт-терапевт занимает позицию наблюдателя и лишь иногда комментирует, регулирует происходящее. Занятия проводятся еженедельно или один раз в две недели, от двух до трёх часов.
3)Тематически ориентированная группа в наибольшей степени структурирована (тема занятии задаётся исходя из потребностей участников) и имеет полуоткрытый вид (на определённом этапе участники могут покидать и присоединяться к группе). Работа такой группы отличается непродолжительностью, направленностью на решение конкретных задач.
Поскольку художественные материалы оказывают непосредственное влияние на художественную работу участников, важным фактором в проведении арт-терапевтических групп является организация пространства и создание условий для творческого процесса. Арт-терапевтическая работа предполагает использование большого количества различных изобразительных материалов:
• краски, карандаши, восковые мелки, пастель – для рисования.
• журналы, газеты, цветная бумага, открытки, текстиль и др. для создания коллажей и объёмных композиций.
• природные материалы для мозаики.
• для лепки (глина, пластилин, специальное тесто).
• бумага для рисования разных форматов и цветов.
• картон; кисти, губки, нитки, ножницы, клей, скотч и др.
Выбор художественных материалов – важный момент подготовки арт-терапевта к проведению группового занятия, который зависит от особенностей участников, целей занятия, динамики группового процесса. Так карандаши, мелки, фломастеры позволяют в большей степени контролировать процесс рисования, пастель, краски, глина способствуют более свободному выражению. Техника коллажа способствует преодолению робости, связанной с отсутствием художественных навыков и способностей.
Процесс изотерапии включает ряд этапов:
Свободная активность перед творческим процессом. Включает свободное экспериментирование участников группы с художественным материалом, сопровождается сенсорными, эмоциональными, сознательными переживаниями, благодаря которым участник группы может прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя.
Процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление.
Данный этап может включать как индивидуальную работу каждого участника группы над собственным продуктом, так и совместную деятельность группы в целом или её подгрупп.
Примером работы в парах может служить рисование парой участников обстановки, в которой им бы хотелось находиться вместе, не договариваясь друг с другом; изображение одним участников проблемы, другим её разрешение. Работа всей группы может заключаться в одновременном спонтанном рисовании на заданную ведущим тему.
Как правило, тема занятия определяется арт-терапевтом, однако может выявляться и в процессе коллективного обсуждения.
В арт-терапии сложились различные подходы к отбору и классификации тем, М. Либманн разделяет их следующим образом:
• Темы, связанные с изучением широкого круга проблем и переживаний участников группы;
• Темы, связанные с изучением системы отношений, образа «Я»;
• Темы, предназначенные для работы пары участников группы
• Темы, предназначенные для работы с семьями;
• Темы для совместной изобразительной деятельности участников группы.
Кроме того, темы для творчества могут иметь диагностическое значение и проявляться в проективном рисунке:
1) Тему прошлого, настоящего и будущего отражают вопросы: какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание;
2) Тема, отражающая общие ценности и явления, может быть представлена как изображение: любви, ненависти, зависимости, одиночества, силы и слабости, ответственности, страха, болезни, здоровья;
3) Тему отношений в группе отражают вопросы: я глазами группы, мое положение в группе, наша группа, помощь, которую я жду от членов группы.
Дистанцирование, процесс рассматривания, достижение интуитивного познания.
Данный этап способствует отстранению участника группа от своего произведения, более глубокому, объективному его наблюдению.
Обсуждение. Осознание чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Во время групповой дискуссии арт-терапевт :
• конкретизирует темы для дискуссии или направляет участников группы в их выборе;
• регламентирует процесс обсуждения, определяя порядок обмена мнениями;
• включает при необходимости собственные интерпретации и комментарии в связи с изобразительной продукцией участников группы, их поведения и высказываний;
• комментирует внутригрупповые коммуникативные процессы и отношения или направляет участников группы в этом процессе;
• выступает для членов группы источником разнообразной информации;
• конструирует для участников процесса ролевую модель, основанную на наиболее продуктивных формах вербального самовыражения.
При интерпретации рисунка арт-терапевт концентрируется на содержании рисунка, способах его выражения, форме, композиции, размерах, повторяющихся специфических особенностях. В обсуждении группового рисунка рассматривается участие каждого члена группы, особенности их взаимодействия.
В ходе обсуждения пройденного творческого процесса, арт-терапевт выражает все свои гипотезы, интерпретации в форме вопросов, уточнений, направленных к чувствам и мыслям автора произведения и способствующих возникновению у него инсайтного переживания в связи с самостоятельным нахождением решения проблемы. Тогда как чрезмерные интерпретации и аналитические заключения самого терапевта они могут блокировать творческую активность участников, вызывать сопротивление к дальнейшей психотерапевтической работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : Учеб. Пособие для студ. вузов/ Г. С. Абрамова. - 9-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 672 с.
2. Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. - М. : Когито-Центр, 2014. - 336 с.
3. Библер, В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. / В. С. Библер - М., 2016. - 413 с.
4. Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 томах. Т. 31. ШОП - ЯДО - М. : АСТ: Астрель; 2015. - 504 с.
5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко; - 4-е изд. - М. : Инфрв-М, 2016. - 578с.
6. Бреслав, Г. А. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г. А. Бреслав - СПб. : Питер, 2015. - 336с.